Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 118
Вторник, 26 Март 2013 21:32

Владимир Телиженко: «Борьба за независимость Греции началась на Украине»

Автор 

Владимир Телиженко: «Борьба за независимость Греции началась на Украине»Сегодня, 25 марта, в Греции двойной праздник, который отмечает вся страна. Первый — православное Благовещение, второй — День Независимости Греции.

 

О том, какое значение он имеет для греков и украинцев рассказал сайту «ФОМА в Украине» директор Паломнического Центра при Отделе внешних церковных УПЦ Владимир Телиженко.


— Что значит для греков День Независимости и как он связан с Украиной?
— Греческий и украинский народ связывают между собой очень давние корни. В начале ХIX века Украина как страна, тогда еще не имеющая своих государственных границ, приютила греческое общество в Одессе. Это место вошло в историю греческого народа как город, где возникла тайная национально-патриотическая организация «Филики Этерия», возглавившая национально-освободительную борьбу греческого народа против османского ига. Один из братьев руководителя этой организации спас 1000 христианских семей в Константинополе от преследования турецких властей после восстания в Валахии.


То есть в Украине, в ее нынешних границах, в 1814 году зародилась национальная, освободительная борьба, которая закончилась провозглашением независимости Греции. Сегодня потомки чтят память героев Эллады, отдавших свои жизни за ее свободу и независимость.

 

Государственный флаг Греции


Для меня, как для украинца, этот праздник имеет, во-первых, историческое значение, потому что моя страна имела отношение к Греческой государственной независимости. А, во-вторых, для меня, как человека, который учился и работал в Греции, для которого она стала второй родиной, говоря честно, искренне, это действительно праздник. Ведь в этой стране у меня много друзей, для которых слова «вера», «свобода» по отношению к их государству имеет большое значение.

 

— А в церковном отношении существует ли историческая связь между греческим и украинским народами?
— Очень важно помнить какое значение имела для греков смерть Вселенского Константинопольского Патриарха Григория V в 1821 году. Вождь церкви, Вселенский Православный Патриарх, духовный отец и представитель всего греческого народа был повешен на воротах Патриархии в великий праздник Пасхи. Его тело константинопольские евреи выкупили и, привязав за ноги, бросили в море после поруганий. Оно было обретено греческими моряками и доставлено в одесский Троицкий греческий храм, где покоилось до 1871 года.

 

То есть Одесса стала городом, который приютил тело почившего убиенного священномученика Вселенского Патриарха Григория V. Паломники, которые побывали в Константинополе, нынешнем Стамбуле, знают, что в память о нём главные ворота Патриархии были закрыты в 1821 году и остаются затворёнными навсегда (проход на территорию Патриархии осуществляется через боковую дверь). Это история нового времени. Думаю, каждому очевидна более древняя история, связанная с крещением Руси от рук православных греков 1025 лет назад и достаточно продолжительным периодом «греческого» лица православной иерархии в Киевской Руси.


— Свою юность Вы провели, учась и работая в Греции. Какие воспоминания у Вас остались с тех времен? С какими интересными людьми Вы там познакомились?
— Страну делают ее люди. Поэтому первая ассоциация, которая возникает – это люди, знакомые, друзья. Все те, кто помогали мне, и кому помог я. Период пребывания в Греции был во многом и периодом моего становления как личности. Поэтому сразу вспоминаю людей, которые обогатили меня внутренне. Находился я в специфической среде, так, как был студентом богословского факультета Аристотелевского университета в Салониках, и в первую очередь общался с людьми церковного круга. В последние годы учебы трудился в Почетном консульстве Украины в Салониках.


Там я имел возможность познакомиться с государственными служащими, мерами городов, членами правительства. Но впрочем, одним из самых ярких воспоминаний для меня остается встреча с митрополитом Фессалоникийским Пантелеимоном II, который почил в 2004 году. Он добился того, чтобы после 500 лет отсутствия, мощи святого Димитрия Солунского были возвращены в Салоники. Это был очень яркий, даже можно сказать странный человек, отличавшийся резким поведением и характером. Митрополит Пантелеимон никогда не стеснялся своих мыслей, даже, если они были «не политкорректными», но самое главное то, что это была очень нежная и ранимая душа.

 

Я был свидетелем того, когда как однажды митрополит зашел в храм святого Димитрия Солунского, где в это время крестили младенца. Этот почтенный старец, худощавый, с бородой по пояс, подошел к ребенку и начал спрашивать у него в своей резкой манере проговаривать слова: «Чего ты плачешь? Чего ты плачешь?». Дите потом плакало до конца Таинства. Вот именно это было характерно для почившего митрополита. Как в этом случае он вовсе не хотел пугать ни ребенка, так и в других – не желал шокировать ни политиков, ни граждан. Он выражался так как выражался. В этом смысле это был предельно честный, искренний человек с открытой душой, которую, возможно, не все понимали. Он был «не от мира сего» в том смысле, что большая часть его души уже находилась вне пределов этого мира. Я очень рад, что был знаком с таким человеком.


— В Греции сейчас очень сложная экономическая ситуация, кризис затронул всех граждан. Что Вы можете об этом сказать?
— Много раз за период своей истории Греция переживала кризис. Греки были порабощены, не могли учить детей греческому языку, не могли свободно реализовывать христианское служение на своей территории. Господь не раз испытывал эту страну, но с другой стороны, именно в таких условиях рождались светочи истории и Церкви. Я считаю, что это период очистительной, внутренней борьбы народа против князя века сего. Очищаясь, Греция всегда вступала в новый период своего существования. Надеюсь, что и этот раз будет таким же.


— Как Вы считаете, что будет с этой страной в духовной и экономической сфере?
— Пророчества – дело неблагодарное. Сложно судить, поскольку развитие в духовной сфере – это процесс динамический, это процесс постоянной актуализации покаянного чувства. Но самое важное – это личное христианское переживание происходящих в этом мире глобальных процессов. Многие ужасные вещи, прямо осужденные Священным Писанием, воспринимаются сейчас не только нормально, но и пропагандируются. Например, узаконивание гомосексуальных отношений во многих странах. Можно даже и не говорить о теме «свободной любви» как таковой... Это нужно пережить не просто как глобальный процесс, а как личностный.

 

Пользуясь библейским принципом, можно утверждать, что Господь через испытания призывает к покаянию. И вот в масштабах нации важно то, как народ в лице каждой своей составляющей, то есть каждого человека, будет принимать испытания, если покается – Господь помилует и сохранит. Но, повторюсь, покаяние, это вопрос не государства и народа, а человека, личности. На деле любые изменения начинаются с каждого лично. Сегодня. Сейчас. Как говорил преподобный Серафим Саровский, спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.


— В чем сходство между греческим и славянским Православием? И в чем различие?
— Очевидно, что мы едины. Это основное наше сходство и основная точка соприкосновения. Различаемся обрядовостью и восприятием. Грекам свойственно углубляться в суть вопроса, воспринимать догмат не в конкретном словесном выражении, а в том, как, когда, кем он выражен, и в каких условиях и почему. Условно говоря, греки более умозрительны. Каждый народ по-своему призван Богом к служению, и у каждого свое предназначение. Русское Православие в большей степени, чем греческое, склонно к традиционализму, ему важно сохранить форму, обряд. Наверное, это и стало причиной старообрядческого раскола на Руси. Конечно, всякий обряд несет в себе духовный смысл, но когда обрядом подменяется содержание Православной веры – это неизменно приводить к отклонениям. С другой стороны, углубленное догматическое восприятие Православия греками может приводить к возникновению ересей, что подтверждает история.

 

— Греки и украинцы по-разному воспринимают свой День Независимости?
— День Независимости в Греции совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Поэтому празднование проходит в первую очередь на государственно-церковном уровне. Для греков независимость имеет другое значение, чем для нас. Для украинцев День Независимости – день первого обретения государственности. Греки же ее имели, но потеряли. Почти 500 лет они были под властью иноверцев. Для греков этот день – обретение независимости в религиозном плане, событие, когда они могли поднять кресты над своими православными храмами.

 

 

Беседовала Вероника Гончаренко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 4757 раз

Купить