Понедельник, 19 Май 2014 19:35

    Когда христиане взяли свой крест

    Автор 

    Сегодня Церковь вспоминает явление на небе Креста Господня в Иерусалиме. Интересно, что сами христиане стали активно использовать этот символ впервые лишь в IV веке.

    ФОМА

     

    Причем открыто почитать крест стали лишь после соответствующего указа первого христианского римского императора Константина. Рассмотрим, каково христианское значение креста как символа. и как его употребление утвердилось среди христиан.

     

    Различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.

     

    Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью «Сим победиши!». До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более  от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.

     

    Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование связывалось с апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.

     

    По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.

     

    Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.

     

    Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галл. 6:14). Это и другие высказывания апостолов – людей, видевших Христа, – не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.

     

    Святитель Кирилл Иерусалимский (IV век):

     

    Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою «знамение креста» на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым – без труда.

     

    Святитель Иоанн Златоуст (IV век):

     

    Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.

     

    Святитель Григорий Богослов (IV век)

     

    Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.

     

    ***

     

    Среди песчаных дюн во Фландрии высится большой деревянный крест с образом Спасителя в центре. На самом кресте четко выдолблены почерневшие, но не исчезнувшие от времени следующие слова:

     

    Я – Свет, а вы не видите Меня.
    Я  Путь, а вы не следуете за Мной.
    Я  Истина, а вы не верите Мне.
    Я  Жизнь, а вы не ищете Меня.
    Я  Учитель, а вы не слушаете Меня
    Я  Господь, а вы не повинуетесь мне.
    Я  ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
    Я  ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
    Если вы несчастны, то не вините Меня.

     

    ФОМА

     

    Если Вам понравился материал - поддержите нас!
    Прочитано 1861 раз

    Купить