Среда, 14 Май 2014 13:14

Бог заключает Завет

Автор 
Йожеф Молнар «"Переселение Авраама», 1850. Фрагмент Йожеф Молнар «"Переселение Авраама», 1850. Фрагмент

С Авраама начинается народ Завета – люди, которые находятся в особых отношениях с Богом, Его народ, те, кто «ходят (то есть живут) перед Ним», чтут Его закон и стремятся жить по нему.

Мы находимся в состоянии глубокого отпадения от нашего единственного счастья, от цели, для которой мы были созданы, от Бога.

 

Наш грех породил глубокую пропасть между нами и Богом, и обрек нас на временное и вечное бедствие. 

 

Вся кровавая драма человеческой истории – нескончаемые войны, смуты, зверства, мерзости и преступления – показывает, как ад выхлестывает на поверхность, как раскаленная лава из многочисленных вулканов.

 

Но в истории происходит и нечто другое, гораздо более важное. Бог входит в нее, чтобы взыскать и спасти погибшее. Бог превращает человеческую историю в историю спасения. В мире действуют не только силы греха, хаоса и гибели – в нем таинственно действует Бог, и именно Он выйдет Победителем. Об этом повествует Библия.


Библию называют Божественным Откровением – потому что она рассказывает о том, как Бог открылся людям, вступил с ними доверительные личные отношения, вел их Его путями. Но Священное Писание – не только история; это живая Книга, через которую Бог наставляет Свою Церковь – и каждого христианина – и сейчас.


В библейской книге Бытия мы находим историю Авраама – того, кого мы называем «отцом веры». Аврам жил среди язычников, людей, которые поклонялись множеству различных идолов. Иногда – особенно в трудные моменты – этим идолам приносили человеческие жертвы.


И вот к Авраму обращается Бог – не один из фальшивых языческих богов, но истинный Бог: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3).


Аврам слышит голос Божий и повинуется. Он верит  и нам стоит немного остановиться на том, что это означает. В древнем мире не было атеистов; все люди верили в существование сверхъестественного и пытались как-то поладить с могущественными и грозными невидимыми силами. Приносили жертвы, пели заклинания. Нередко язычники смутно осознавали, что там, над всеми богами есть Бог-творец. То, что отличает язычество – это даже не отрицание Бога-творца, а отсутствие отношений с Ним. Он, может быть, где-то и есть, но с ним нет связи – со своими страхами и нуждами надо обращаться к божествам рангом пониже.

 

Avraamhudiev 13514

Авраам, Киевская псалтырь, 1397


Вера Авраама – это личные отношения с Всевышним, которые сама Библия называет «заветом». Слово «завет» у нас иногда передают как «договор», но «договор» звучит холодновато и официально, в то время как «завет» предполагает именно личные отношения – завет мог быть заключен между народом и государем, между двумя государями, «заветом» называли и брак, при котором не только жених и невеста, но и их семьи становились родными друг другу.


И вот Бог заключает с Аврамом завет – и меняет его имя на Авраам. «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт. 17:1-5).


Вера Авраама – это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге – это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Бог дает обетования (обещания) – Он совершит то или другое, и на это можно полагаться, на этом надо строить свою жизнь.


С Авраама начинается народ Завета – люди, которые находятся в особых отношениях с Богом, Его народ, те, кто «ходят (то есть живут) перед Ним», чтут Его закон и стремятся жить по нему.


Бог созидает этот народ, чтобы в нем совершилось самое важное событие в мире – приход Спасителя. Но этому событию предшествуют века подготовки; и в следующий раз мы немного о них поговорим.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1660 раз
Сергей Худиев

Современный православный апологет и проповедник. Прихожанин московского храма Косьмы и Дамиана в Шубине.

Купить