Среда, 30 Апрель 2014 12:29

Грех: неверие, безответственность, мятеж

Автор 
П. Рубенс «Адам и Ева в раю», 1610–1615 П. Рубенс «Адам и Ева в раю», 1610–1615

Иногда спрашивают: для чего в Раю было запретное дерево и почему бы Богу было не обнести его забором.

Повествование о грехопадении прародителей раскрывает важные стороны греха: неверие, мятеж, безответственность и идолопоклонство. Все это, увы, и сейчас с нами, поэтому обратимся к библейскому рассказу как к зеркалу, отражающему и наши нынешние проблемы.

 

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).


Иногда спрашивают, для чего там было это дерево, или, например, почему бы Богу было не обнести его забором. Дело в том, что дерево давало людям возможность проявить верность. Если у Вас в принципе нет возможности согрешить, Ваше послушание ничего не стоит; никто не станет хвалить за супружескую верность мужчину, который живет с женой на необитаемом острове. Нет никакого достоинства в том, что я сохранил тайну, которую мне и не сообщали, или был честен с деньгами, которых мне и не доверили. Честность, верность, преданность или любовь проявляется там, где есть свободный выбор – где Вы можете и не проявлять этих качеств. Там, где у человека (или ангела) есть возможность изменить, но он эту возможность принципиально отвергает. С Адамом и Евой – как и с нами – произошло по-другому.


Люди предпочли поверить змею, а не Богу – и предпочитают верить сейчас, вновь и вновь напарываясь на то, за что боролись, но продолжая упорно следовать тем же путем. Люди решают, что змей – который является к нам в тысяче обличий и говорит множеством голосов – наш лучший друг, а вот Богу доверять не стоит.


Что происходит дальше? Проявляется еще одна важная сторона греха – безответственность.


«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:9-13).


Адам пытается скрыться от Бога; Бог не изменился, но Адам больше не доверяет Ему; их отношения разрушены. Адам не хочет признать свой грех и просить о прощении – он не верит в доброту Бога и предпочитает лгать и изворачиваться, перекладывая ответственность на Еву, и косвенно – на Бога (жена, которую Ты мне дал). Ева, в свою очередь, сваливает на змея.


Мы постоянно оказываемся перед выбором – признать свою вину и попросить прощения? Или искать виноватого, на которого можно было бы все свалить? Люди предпочитают искать виноватых – или, нередко, обвинять Бога.


Вопрос, который ставит так называемую проблему теодицеи – «почему в мире, созданном благим Богом, существует зло и страдание» – имеет простой ответ: потому, что мы согрешили и продолжаем грешить. Страдание – далеко не обязательно результат личного греха страдальца (хотя бывает и так). Это результат того состояния мира, в которое мы привели его (и продолжаем приводить) своим мятежом против Бога. Проблема теодицеи – это проблема ответственности. Кого мы считаем ответственным за пути, которые мы выбираем, за нашу жизнь и наши поступки? Кого нам следует упрекнуть за то, куда нас завели дороги, которые мы выбираем и с которых упорно не хотим свернуть? Нам – и это один из аспектов греха – свойственно упрекать других людей и Бога в последствиях мятежа, в котором участвуем мы сами. Потому что грех это мятеж.


Библия много раз говорит о Боге как о Владыке мироздания. Властителей-людей наделяют властью другие люди – через обычай престолонаследования, как в монархических обществах, или через выборы, как в обществах демократических. Бог не получает власть от кого-то другого; Он изначально обладает безусловной властью над творением. Он создал его и поддерживает в бытии каждый его атом. Его не нужно этой властью «наделять». Это Он наделяет нас, в определенных пределах, властью и ответственностью. Он источник власти, а не ее получатель.


«Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11).
Грех означает, что мы живем в мироздании, охваченном мятежом; более того, мы сами являемся мятежниками. Грех – это отказ признавать Бога Богом. Отказ признавать наши обязательства перед Его властью, отказ повиноваться Его нравственному Закону. Этот отказ может быть громко провозглашаемым – не хотим, чтобы он царствовал над нами – как в большевистском атеизме. Он может проявляться в тихом игнорировании, когда люди, не отрицающие Бога вслух, просто живут так, будто Его нет. Грех – это решение отвернуться от Бога, выставить Его за дверь своей жизни, порвать с Ним отношения. Все зло мира – от распадающихся браков до мировых войн – коренится в этом первичном грехе.

 

hudiev greh


Грех исказил человеческое восприятие так, что он стал видеть в Боге не любящего Отца, но тирана, от которого надо отделаться. Этому есть две причины. Когда человек повернулся от любви к эгоистическому самоутверждению, от заботы к эксплуатации, от доверия к враждебности, воля Божия стала представляться ему невыносимым стеснением. Приведу пример – для счастливого супруга Божия заповедь «не прелюбодействуй» не обременительна – он и так любит свою жену и не собирается ей изменять. Но мужчине, который видит в жене надоевшую обузу, эта заповедь кажется невыносимой – как сказал мне один такой человек, «как Бог может быть настолько жестоким, чтобы требовать от меня, чтобы я всю жизнь жил с этой женщиной». (Разумеется, его не волновало, что жестоко по отношению к бедной женщине). Другая причина восприятия Бога как тирана – человеческий опыт власти, власти одних грешных людей над другими. В нашем падшем мире власть означает скорее подавление, чем заботу. Люди по-настоящему не способны быть ни верными подданными, ни заботливыми правителями. Чем больше власть грешных людей приближается к абсолютной – тем больше она приближается к абсолютному злу. Хотя Христос подчеркивает, что Его власть – это власть жертвенной заботы, а не подавления (напр. Мк. 10:45), многих людей отталкивает сама мысль о том, что кто-либо может обладать абсолютной и непререкаемой властью. Человек восстает против владычества Бога во имя своей свободы делать то, что он хочет – и чем решительнее он это делает, тем в горшем рабстве оказывается.


Отказываясь поклониться Богу, он впадает в то или иное идолопоклонство.

 

ФОМА

 

Грехопадение: древний обманщик

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1863 раз
Сергей Худиев

Современный православный апологет и проповедник. Прихожанин московского храма Косьмы и Дамиана в Шубине.

Купить