Вторник, 11 Февраль 2014 11:39

О неправедном гневе. Сергей Худиев предлагает раздражительным отоспаться

Автор 

Обычная ловушка − это то, что гнев якобы необходим для решительных действий и, в частности, для борьбы со злом.

Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию – «праведный гнев». Но Писание сочетает слова «праведный» и «гнев» только применительно к Богу − Он праведен в Своем гневе. Мы − нет.

 

С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.


То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас − мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином − значит быть в прямом и буквальном смысле «не от мира сего». Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. «Выйти и отделиться» − в мировоззренческом, этическом и эмоциональном смысле.


Одна из областей, в которой мы расходимся с миром − это этика в области пола. Другая − это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием − по довольно простой причине. Это работает коммерчески. Чтобы побудить человека к нужным заказчику действиям (покупкам соответствующих товаров, просмотру сериалов, набитых рекламой, покупке билетов в кино) нужно нажимать на его внутренние кнопки. А самые доступные кнопки − это секс и гнев. Чтобы преодолеть равнодушие потенциального потребителя и привлечь внимание, его надо соблазнить или разозлить.


Стандартный фильм − хоть голливудский, хоть наш − про то, как сначала плохие парни обижают хороших парней (море крови), потом хорошие парни, ободрившись, гвоздят плохих (еще большее море крови). Добро побеждает зло и вышибает ему мозги. Или сбрасывает в чан с расплавленным металлом. Или сжигает в перевернувшейся машине. Или еще чего-нибудь. И за всем этим стоит послание: ярость и гнев − это хорошо. Они делают тебя сильным, крутым и привлекательным, одним из «хороших парней», настоящим человеком. Хорошие парни − это не те, кто возводят дома, или растят детей, или рисуют картины − хорошие парни это те, кто гвоздят плохих парней.


В православной среде никто не будет публично делиться порнографией; а вот делиться гневом и яростью − сколько угодно. А ведь это тоже порнография. Только хуже. Порнография ни на что не претендует − а вот гнев претендует на то, что он «праведный». Мол, ему не только приятно предаваться − чувствуешь себя таким крутым − но и правильно, это можно и должно делать без всякого смущения и стыда.


Этому учит нас мир сей − и это настолько привычно, что бывает трудно понять, что Писание учит совершенно другому. «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:8,9). «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него − быть снисходительным к проступкам» (Прит. 19:11), «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19,20). Гнев ясно назван среди плодов плоти (Гал. 5:20).


Об этом же постоянно говорят и Отцы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что «Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти», а Преподобный Нил Синайский наставляет: «Гнев − неистовая страсть − легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного − мерзостное курение, псалмопение гневливого − неприятный звук». Впрочем, поучений Святых Отцов против гнева и ярости так много, что привести их здесь все невозможно.


Гнев (как это вообще бывает со страстями) маскируется под что-то хорошее − ревность о чистоте веры, например. Но на самом деле это просто рационализация, которая приклеивается задним числом. Человек может быть раздражен чем угодно еще − финансовыми затруднениями, грубостью начальника, наконец, просто плохим сном и пищеварением − а потом это все уже будет выливаться в праведном гневе.


Дайте человеку отоспаться и решить его частные проблемы − и его неистовый гнев на злодеев, еретиков, развратников и прочих дурных людей пойдет на спад.


Обычная ловушка − это то, что гнев якобы необходим для решительных действий и, в частности, для борьбы со злом. Столетия назад, когда человек оборонял свой дом от разбойников или хищников с топором в руках, это было так − выброс адреналина помогал мобилизовать ресурсы тела. Сейчас это может быть так в очень редких случаях − давать физический отпор злодеям нам приходится не часто.


А вот для того, чтобы побороть зло на уровне идей и убеждений, гнев не нужен. Он просто контрпродуктивен. Если от большой ярости Вы не попадаете по клавишам, Вы не убедите людей в Вашей правоте − Вы вызовете только отвращение и насмешки. Время от времени я наблюдаю борцов за правую веру, которые могут забросать оппонента большим объемом цитат, но при этом производят впечатление людей настолько яростных, гневливых, и попросту злобных, что оппонент просто скажет «если это − плоды его веры, то ну ее совсем». Конечно, это не плоды веры. Это плоды плохого пищеварения, грубого начальника, ворчливой жены и еще каких-то глубоко личных проблем. Но внешнему человеку это не объяснишь.


Это, конечно, относится не только к религиозным спорам. Политические и музыкальные предпочтения, пожелтевшие страницы истории, выбор между той или иной маркой компьютера, что угодно еще − люди охотно предаются гневу. И не менее охотно объявляют его праведным. Что же, с точки зрения достижения каких-то целей, например, убедить людей в чем-то − это глупо. С точки зрения Божественного Откровения, это грех.


ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1681 раз
Сергей Худиев

Современный православный апологет и проповедник. Прихожанин московского храма Косьмы и Дамиана в Шубине.

Купить