Среда, 04 Январь 2017 19:31

Пост — время веселое?

Автор 

Есть цель — приблизиться к Богу, позволить Богу жить в твоем сердце. Цель эта со стороны человека достигается усилиями, необходимость которых многократно доказана опытом тысяч христианских подвижников.

Рождественский пост постепенно завершается. С его началом в этом году разговоры на тему «как, почему и для чего поститься» вновь заполнили как традиционные СМИ (и церковные, и светские), так и становящиеся все более важными для современных пользователей социальные сети.

 

Как водится, крайних позиций две: первая требует строго и обязательного исполнения устава, жесткого поста в пище и питии для всех или почти для всех. В связи с чем вспоминаю фразу моего друга, который так характеризовал собственное неофитство: я тогда постился, так постился — перед причастием неделю не ел, всех осуждал...

 

Вторая исходит из ставшей известной и популярной фразы, что в пост главное — не есть людей. Сегодня за этим можно ловко спрятать нежелание хоть как‑то себя ограничивать в привычном режиме питания и прочих жизненных удовольствиях. Крайности, как всегда, искажают правильный, срединный путь — путь, который считается верным и спасительным.

 

Так что же такое пост? Во-первых, это, конечно, не цель, а инструмент. Цель — богообщение. Пост — средство, призванное помочь тому, кто стремится к цели. Во-вторых, безусловно, пост не является диетой для похудания и не сводится в воздержанию от пищи. При этом пост является очень важной составной частью христианской аскетики.

 

Приведу такую популярную аналогию. Спортсмен готовится к Олимпийским играм. Что является его целью? Победа на Олимпиаде. Можем ли мы сказать, что подготовка — тренировки до седьмого пота, режим сна и питания — не важны? Главное — выиграть? Нет, конечно. Без этих средств подготовки победа маловероятна. Вряд ли удастся, пролежав на диване перед телевизором с бутылочкой пива, легко прыгнуть в высоту на шесть метров с шестом. Но при этом понятно и то, что сам режим питания и даже изнурительные тренировки не являются целью. Да и побеждает не тот, кто лучше всех соблюдает спортивную диету, важность которой очевидна. Результат определяют весь комплекс подготовки, природная одаренность спортсмена плюс то, что называют «счастливый случай».

 

Конечно, как любая аналогия, эта тоже имеет свои недостатки. Да и случайность не является категорией, которой оперируют христиане. Но аналогия со спортом помогает, как мне кажется, расставить все на свои места. Замечу, кстати, что важное для христиан слово «аскеза» происходит от древнегреческого «упражнение», «практика», то есть его вполне допустимо перевести как «тренировка в приближении к Богу».

 

Есть цель — приблизиться к Богу, позволить Богу жить в твоем сердце. Цель эта со стороны человека достигается усилиями, необходимость которых многократно проверена и доказана опытом тысяч христианских подвижников. Эти усилия представляют собой сочетание внутреннего устремления человеческого сердца очиститься — через отношение к ближним, через взращивание в себе смирения и молитвы — и внешней дисциплины, связанной с контролем над желаниями тела. При том главном понимании, что вся христианская аскетика ценна не сама по себе, но как усилия, совершаемые во имя Христа и для приближения ко Христу.

 

Так что же значит поститься постом приятным? Конечно, речь не о грибочках-пирожочках и прочих гастрономических приятностях. Приятным на церковнославянском означает — принятым Богом, сердцем сокрушенным и смиренным.

 

А о фразе «время веселое поста», по‑моему, замечательно сказал богослов Сергей Фудель: «Если пост понимать как прежде всего воздержание от нелюбви, а не от сливочного масла (подчеркну, что Фудель не говорит "вместо воздержания от масла". — В. Л.), то он будет пост светлый и время его будет "время веселое поста" <...> Не-любовь — это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство собой, самое первое, первоисточное оскорбление Святого Духа Божия».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 507 раз
Владимир Легойда

Главный редактор ИД «ФОМА», кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата.

Купить