Четверг, 05 Июнь 2014 18:23

Пророки суда и спасения

Автор 
Пророки суда и спасения Марк Шагал. Иеремия. 1980 г. Фрагмент

Мы видим, как в истории Ветхого Завета разворачивается драма отношений между Богом и Его неверным народом. Попытка жить по заповедям кончается провалом.

Дарование Закона — великая радость и утешение; Бог открывает людям Свою волю и становится их Богом — Богом, с которым их связывают отношения завета, доверия и сыновней близости.

 

Но очень скоро выясняется, что люди не живут по закону Божиему — не могут, да и не хотят.

 

Как, уже в Новом Завете, скажет святой Апостол Павел, «законом познается грех» (Рим. 3:20).

 

Попытка жить по заповедям кончается провалом, и мы видим, как в истории Ветхого Завета разворачивается драма отношений между Богом и Его неверным и «жестоковыйным» (то есть упорным во грехе и нераскаянии) народом.

 

При всякой серьезной попытке следовать Богу первородный грех вылезает на поверхность — и показывает, что мы не способны на доверие, любовь и хранение заповедей. Как говорит еще Моисей, «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор. 32:3-5).


С израильским народом происходит то же самое, что и с любым другим народом, более того, с каждым отдельным человеком — торжественные декларации «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:7) разбиваются о реальность греха.


Люди очень легко отступают от завета, начинают поклоняться идолам, угнетать слабых и совершенно пренебрегать законом. И Бог посылает Пророков, чтобы вернуть свой народ на пути правды.


Они напоминают народу и его вождям о той ответственности, которую на них накладывает их завет с Богом, и обличают идолопоклонство и несправедливость. В пророческих книгах немало резких, тяжелых слов — Бог не намерен терпеть в Своем народе неправды и неверности:


«И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!" Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез. 2:3-5).


Бог негодует на идолопоклонство, когда люди отворачиваются от Него, чтобы поклоняться ложным и кровожадным божествам: «Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их... Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:28-31).


Бог скорбит, негодует, как обманутый супруг: «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь» (Иер. 3:20).


Вместе с неверностью Богу идет и несправедливость к ближнему; Пророки обрушиваются на богатых и сильных, которые притесняют простой народ: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:21-23).


Пророки предвещают бедствия, которые обрушатся на народ Божий за его грехи; и бедствия приходят — языческие завоеватели разрушают Иерусалим и выселяют народ в чужие страны. Постепенно, через столетия суровых испытаний, падений и покаяния, народ утверждается в вере в единого и единственного Бога, который держит в Своих руках всю человеческую историю.


Этот Бог подверг народ наказанию, но не отвернулся от него и не забыл — когда люди раскаются в своих грехах, Бог явит им спасение.
Пророк Осия приводит удивительный пример, связанный с его личной семейной драмой. Его любимая жена изменяет ему, и, фактически, не живет в его доме. Наконец, она устает от своих любовников, и просится, чтобы он ее выкупил. Муж прощает ее и возвращает домой. Подобно этому — говорит Пророк — грешники ведут себя в отношении Бога. Они тяжко оскорбляют Его, попирают Его любовь, нарушают Его завет — но когда они раскаются, Он явит им спасение.


Сначала это спасение воспринимается на земном и коллективном уровне — народ будет возвращен в обетованную землю (что, в конце концов, и происходит). Но Пророки прозревают и нечто иное — приход Мессии, буквально, «Помазанника», того, кто принесет победу и спасение на совершенно ином уровне, того, кто утвердит на земле владычество самого Бога, когда прекратится всякая ненависть и вражда и сама смерть будет побеждена. 


ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1513 раз
Сергей Худиев

Современный православный апологет и проповедник. Прихожанин московского храма Косьмы и Дамиана в Шубине.

Купить