Среда, 16 Апрель 2014 16:01

Бог, которого не нужно бояться

Автор 

В городе Нововолынске, почти на границе с Польшей, священник Вадим Семчук проводит так называемые «встречи душевного здоровья».

На них прихожане вместе с настоятелем пытаются разобраться в своем внутреннем мире и найти настоящие причины тех или иных поступков и эмоций. Взгляды отца Вадима порой отличаются от тех представлений о духовной жизни, которые бытуют среди большинства верующих. Однако священника этот факт не смущает, поскольку для него важен поиск Истины и путей к ней. А поиск никогда не бывает легким и зачастую не укладывается в привычные всем схемы. «ФОМА в Украине» попросил отца Вадима подробнее рассказать о том, как в его практике совмещаются духовничество и психология, как проходят встречи с прихожанами и чем они полезны людям. 

 

– Отец Вадим, как появилась идея организовать «встречи душевного здоровья»?

– Мы всегда старались проводить какие-то просветительские занятия при храме. Это были лекции и беседы о Священном Писании, богослужении. Но оставалось ощущение, что у ищущих людей остаются какие-то неразрешенные вопросы.

 

Конечно, среди прихожан есть люди достаточно цельные, чистые, подлинно дети Божии. Но в Церкви, как в духовной лечебнице, всегда много тех, кто имеет проблемы в отношениях с Богом, с семьей, с друзьями. Особенно это заметно во время постов, когда народ массово приходит на исповедь. Тогда-то и вылезают наружу все те же проблемы с характером и вредными привычками, все те же срывы и недоумения, мнительность и самооправдание…

 

Знакомый священник как-то сказал мне, что с верующими нужно говорить языком первоклашек – одни и те же проповеди на евангельские темы, одни и те же объяснения обрядов и праздников. Но я считаю этот подход ошибочным и пагубным! Человек не может десятилетиями ходить в церковь и оставаться таким же, как и раньше.

 

И для себя, и для своих прихожан я хотел внутренних перемен, однако долго не мог найти нужного решения этой проблемы. Как священник я хотел помочь людям выйти из замкнутого круга, увидеть перспективу роста и внутреннего развития. Было понимание, что нужно идти на глубину, разобраться с причинами и мотивами происходящего, но не было необходимых знаний.

 

Однажды мне посчастливилось пообщаться со священником, работающим по программе реабилитации наркозависимых людей. После этой встречи многие мои недоумения разрешились сами собой. Господь помог отыскать нужные методы донесения информации до тех, кому это интересно и кто в этом нуждается. Сейчас я делаю это и в личных беседах, и в передачах на местном радио, и через публикации в интернете, и особенно через группу при храме для всех желающих.

 

– Как обычно проходят встречи, и кто принимает в них участие?

– Если говорить о личных беседах и консультациях, то своего «пациента» определяю я сам и предлагаю ему помощь. Как правило, уже во время исповеди видно, что человеку необходима психологическая поддержка и что просто исповеди недостаточно. Если исповедник задает прямой вопрос, я мягко предлагаю емe пообщаться в свободное время. Не отказываю и тем, кто просто подходит в слезах и спрашивает, как жить дальше.

 

Здесь важно именно горячее желание собеседника изменить свою жизнь, желание помочь себе, обязательная вера в то, что помощь возможна. Обычно таких личных встреч необходимо хотя бы две-три, чтобы человек увидел свою ситуацию и понял, что и как необходимо изменить.

 

Как правило, я предлагаю начать с ревизии прошлой жизни. Вспомнить все, что оставило свой след в памяти: обиды, разочарования, конфликты, переживания. Такой анализ передает эмоционально-духовный портрет человека. Показывает его шкалу ценностей и выводит на причины повторяющихся жизненных ситуаций и грехов. Обычно, это бывает большим откровением для самого пациента. Когда он увидит себя со стороны, то оказывается более подготовленным к пересмотру своих отношений с Богом. После этого начинает меняться все: и сам человек, и его окружение, и его ситуации. В дальнейшем я предлагаю собеседнику необходимые знания о самопомощи и о том, как перенести духовный самоанализ на регулярные исповеди.

 

Что же касается приходской «группы душевного здоровья», то обычно мы встречаемся еженедельно. Приходят все желающие, около пятнадцати человек. В основном это люди среднего возраста, женщин обычно немного больше, чем мужчин. Я готовлю Какую-то тему, участники могут задать вопросы, обсудить какую-то ситуацию в общем кругу. Затем кто-то остается для личной беседы, если есть необходимость. Занятие длится около полутора часов. У нас также периодически бывают каникулы.

 

Статья1

 

– Вы говорите, что Бог любит нас безусловно, что не нужно зарабатывать Его принятие и любовь. Что повторять фразу «я хуже всех» полезно не всем и не во всякой ситуации. А как же распространенное представление о том, что христианину нужно постоянно смирять себя и считать себя недостойным?

– Всякая христианская практика – это, грубо говоря, всего лишь метод. Он не является самоцелью, а лишь призван нас приблизить к конечной цели спасения. Любой метод можно извратить. Любовь, смирение, терпение, вера – все это может быть неправильно понято и извращенно реализовано. Как говорится, заставь дурака Богу молиться… Поэтому важно ориентироваться на совокупность добродетелей, на результат духовной работы. Должны быть плоды. Как говорит апостол Павел: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22-23).

 

Если человек мнителен, нарциссического склада, то есть большая вероятность, что он начнет прятаться за маской смирения, самобичевания, угождения Богу. Любая такая маска мешает нам приблизиться к Богу.

 

Мы уже стали забывать, что смирение – от слова «мир». Признак смирения – это умиротворение, единение с Богом, отстранение от эгоизма. В большинстве случаев потуги «смирить» себя, повторяя: «Я хуже всех, я никому не нужное ничтожество», вписываются в картину обычного невроза. То есть на практике часто такое «смирение» является обычным греховным проявлением нашего эгоизма, еще одним скрытым способом выпячивать свое «Я».

 

Мне вспоминается показательная история. Одна женщина на приходе часто называла себя последней грешницей. А когда ее подозвал к исповеди священник, говоря: «Ну, последняя грешница, подходи, исповедуйся», она возмутилась: «Что за фамильярность, что Вы себе позволяете?!»

 

Мне кажется, в этом вопросе назрело серьезное недопонимание. Если забыть, что личность человека бесценна, что душа каждого дороже всех богатств мира, то в таком случае вера превращается в ужасную подмену и прекращает служить своей цели. Это как в притче – закопать свой талант. Вот несколько цитат святых о смирении. Здесь нет и намека на ту извращенную форму мнительного самоистязания, которую нередко проповедуют православные ревнители:

 


«Смириться – значит успокоиться, не мучить свою душу страданием, довериться Богу» (старец Фаддей Сербский).

 

«Смиренномудр не тот, кто мало говорит о себе, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим, чем он, но тот, кто скромно говорит о Боге; кто знает, что сказать и о чем помолчать, в чем признать свое неведение; кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые более духовны и более преуспели в познании. Стыдно… быть самоуверенным и самодовольным, ни в чем никому не уступать» (святитель Григорий Богослов).

 

«Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения, лени и от сильного осуждения совести. Имеющие его нередко считают его достаточным для спасения, но оно не таково на самом деле, потому что не имеет плача, творящего радость» (преподобный Симеон Новый Богослов).

 

«Смирение есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние» (преподобный Иоанн Лествичник).



Состояние смирения действительно выразить словами очень сложно – его можно лишь прочувствовать. Так, лет десять назад мне приснился очень странный сон. В нем я рассказывал одному известному священнослужителю о каких-то своих проектах, разочарованиях, ожиданиях. В ответ он сказал мне: «Ты похож на человека, который придя в ресторан, заказывает у официанта белую скатерть». Я много дней и недель не мог понять смысл этой белой скатерти. Потом дошло…

 

Белая скатерть на столе хорошего ресторана – это то, что уже есть, данность. То, что происходит вокруг тебя без твоих усилий и ответственности. То, в чем ты призван довериться жизненным обстоятельствам, Богу, отпустить, расслабиться.

 

Много лет с переменным успехом я учусь не контролировать внешнее. Много раз я убеждался, что обстоятельства складываются еще лучше, если ты доверяешь Богу, решаешь другим просто жить и быть собой…

 

Как-то, встретив изречение Фредерика Перлза «Не толкай реку, она течет сама», я снова вспомнил свой сон.

 

Я не раз говорил людям, приходящим со своими проблемами, следующее: «Вы смотрите фильмы? Вы сопереживаете героям? Но вы ведь помните, что это просто кино? Научитесь так смотреть на свою жизнь. Вы слишком серьезно относитесь к себе. Вам нужно расслабиться и разрешить всему просто быть. Живите с интересом, с благодарностью, улыбнитесь всему. Мне кажется, с этого начинается урок смирения.

 

– Вопрос на ту же тему, но более подробно. Вы говорите, что движения ума и чувств нужно осознавать и уметь отстраняться от нежелательных сценариев, в том числе, не застревать в негативном мышлении. Сейчас многие священники говорят совершенно противоположное — нужно помнить о грехах своих и постоянно в них каяться. Получается именно «застревание на негативном мышлении». В подтверждение этого тезиса приводятся разные высказывания святых отцов. Чем Вы подтверждаете идею о том, что не надо концентрироваться на негативе?

– Наши церковные слова за много лет эксплуатации во многом стали непонятны или понимаются превратно. Нужно напомнить, что евангельский призыв к покаянию говорит, прежде всего, о перемене, о переосмыслении. Ты покаялся – значит, ты понял, что двигался не туда. А раз так, то осмысли, сделай выводы, измени направление и направься, куда нужно. Все просто.

 

Митрополит Сурожский Антоний заметил как-то: «Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. Плакаться – недостаточно, больше того – бесплодно».

 

Когда я исповедовал людей, у меня не раз случалось, что исповедующийся из-за какого-то прегрешения рыдал, корил себя, не мог себе простить, и это состояние было очень болезненным, безутешным близким к отчаянию. Такое воспаленное чувство вины больше вредит, нежели помогает в деле спасения. Для похожих случаев у меня есть универсальное средство. Я говорю этому человеку: «Если бы Ваш ребенок или подруга так убивались, из-за того, что каким-то образом нехорошо повели себя по отношению к Вам, Вы были бы рады такой реакции? Что бы Вы им сказали?»

 

 статья2

 

Никто из этих людей не хотел бы такого «покаяния» своим близким. Все бы хотели простого извинения и как можно быстрее восстановить хорошие правильные отношения. Все бы успокоили плачущего, помогли бы настроиться.

 

После того как люди выскажутся, я говорю: «Сделайте то же для себя. Будьте простыми. Вы ничем не лучше других. Незачем так плакать, примите прощение и успокойтесь».

 

К сожалению, опыт прошлых взаимоотношений с родителями во многом не дает людям правильно воспринимать идею отношений с Богом – Отцом Небесным. Я много раз убеждался, что если в семье не было опыта доверительных отношений с родным отцом, перед которым можно было открыть любые свои проблемы и раны, то человеку сложно научиться доверительно относиться к Богу. Нужно большое время и внешний пример, чтобы преодолеть внутреннюю преграду и усыновиться Ему.

 

– Опишите самый яркий случай того, как «встречи душевного здоровья» кому-то очень помогли.

– Это сложно. С одной стороны, большинство внутренних процессов вызревают незаметно и требуют достаточного времени. Кроме того, все мы прошли через рецидивы и срывы в прошлые негативные сценарии. Особенно в сложных стрессовых ситуациях. Но, с другой стороны, появилось понимание себя, происходящих процессов, жизнь обрела новые краски и неизвестные ранее чувства. Мне кажется, многие из нас стали свободнее, мудрее.

 

По признанию многих участников наших встреч, наши беседы им помогли. Кто-то смог понять и простить родителей, у кого-то перезагрузились отношения с мужем, кто-то умиротворился после многих лет болезненного развода. Кто-то стал более мужественным. Наверное, самое ценное то, что люди поняли, что сами несут ответственность за свою жизнь и сами выбирают, как реагировать на ситуации, как строить отношения с близкими.

 

Самое главное, что меня радует, – наши прихожане сплотились в общину. Знаете, раньше у меня была мечта, чтобы прихожане чаще приступали к Святому Причащению. Но все мои просьбы и доводы ни к чему не приводили. Свою первую беседу в «группе душевного здоровья» я начал с вопроса: «Почему Вы редко причащаетесь?» Все приводили какие-то свои аргументы о посте, исповеди, привычке, но в конце беседы мы пришли к выводу, что мы слишком боимся Бога – Бога строгого, карающего, отдаленного в Своем совершенстве от нас, жестокого господина, который жнет, где не сеял.

 

С этой беседы все и началось. Когда прошло какое-то время, я с удивлением обнаружил, что большинство людей захотели причащаться на Литургии. И это – после тринадцати лет существования прихода, после многих бесплодных проповедей! Меня радует, что существует этот путь, что Бог так благостно открывает Свою помощь всем, кто подлинно ищет ее. Но мне также бывает грустно осознавать, что действительно желают изменить свою жизнь очень немногие. Я думаю, во многом виновато и незнание. Нужно учить, нужно преображать мир вокруг нас, нужно раскрывать шире глаза. А начинать, конечно, с себя.

 

Фото протоиерея Вадима Семчука

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2157 раз

Купить