Четверг, 18 Август 2016 13:59

    Крестный ход, или Пешком к Божией Матери

    Автор 

    Крестные ходы к обители Божьей Матери на горе Почаевской совершаются верующими вот уже две сотни лет.

    В крестном ходе ежегодно участвуют верующие Каменец-Подольской, Черновицкой, Волынской, Одесской и других епархий УПЦ, а также стран зарубежья. Паломники должны преодолеть путь в 210 километров за семь дней.

     

    История

     

    Крестный ход из Каменец-Подольского в Почаевскую Лавру имеет древнюю традицию. Впервые он упоминается в 1832 году. Тогда Почаевский монастырь был возвращен из унии в Православие. Это важнейшее событие в жизни всего края было ознаменовано чудом. В архивах монастыря сохранилось свидетельство, что слепая девочка Анна Акимчукова после молитвы перед иконой Божией Матери прозрела. Пришла Анна в обитель вместе со своей семидесятилетней бабушкой из города Каменец-Подольского, «до которого 200 верст». Именно в память об этом событии священноархимандрит Лавры архиепископ Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. А верующие каждый год повторяют подвиг маленькой Ани — идут к Божией Матери пешком.

     

    До революции 1917 года крестный ход из Каменец-Подольского в Почаев был довольно известным и, в какой‑то мере, популярным событием. Так, в 1911 году в нем приняло участие около 20 000 человек, во главе которых шел и местный епископ Серапион. Позже, конечно, все изменилось.

     

     

    В советский период нашей истории память о крестном ходе был практически утеряна. По словам Софии Григорьевны Данилишиной, которая сама ходила 24 раза, были времена, когда количество паломников не превышало 10-12 человек. Да и тех преследовали милиционеры, и если ловили, то развозили их подальше друг от друга и бросали где‑то в лесу. Поэтому верующие старались идти ночью, по полям, в обход населенных пунктов. «Боялись очень, но шли», — говорит София Григорьевна.

     

    Но начиная с 1989 года, ситуация изменилась. Именно тогда в селе Должок, что в пригороде Каменец-Подольского, был восстановлен храм в честь Рождества Божией Матери, который сегодня является отправной точкой крестного хода. Тогда же, впервые после долгого перерыва, настоятелем храма протоиереем Алексием Миханчуком был совершен молебен о путешествующих и первая группа паломников отправилась в путь. «Сколько их было?» — вспоминает отец Алексий. — «Наверное, около сотни. Но с каждым годом становилось все больше. Например, в 1991 году уже было 380 человек, а в этом* — около 17 000. О чем это говорит? Наверное, о том, что в нашем народе вера все-таки очень сильна. О том, что люди действительно стремятся к Богу. О том, что только Церковь — это та сила, которая объединяет. Слава Богу!»

     

    Смысл

     

    На вопрос «зачем?» люди, которые идут в Почаев больше 200 км, отвечают: «Чтобы почувствовать присутствие Бога в своем сердце. Вся наша жизнь — это паломничество. Мы все на этой земле не больше, чем паломники». С ними трудно не согласиться.

     

    А еще люди идут, потому что хотят оторваться от мирской суеты. Мы ведь слишком спешим жить, и в этой спешке часто не видим ни того, что вокруг, ни того, что внутри. Крестный ход дает возможность заглянуть внутрь себя и... стать лицом к Богу. Может потому, что мы никуда не бежим?

     

    На мосту возле древней Каменец-Подольской крепости.
    Группа паломников из храма Александра Невского идет в село Должок.

    Молитва

     

    Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор в своем послании к участникам крестного хода несколько раз подчеркнул, что цель события — участие в молитве. Фактически каждый шаг паломника сопровождается молитвой. «Иначе просто невозможно, — говорит глава крестного хода протоиерей Андрей Сосюк. — Молитва — это дыхание для души. А без дыхания сколько пройдешь?»

     

    Подвиг

     

    Преподобный Серафим Саровский носил за спиной рюкзак, наполненный камнями. Когда его спрашивали «зачем?», он отвечал: «Томлю томящего мя». Наверное, каждый участник крестного хода мог бы повторить эти слова преподобного. Действительно, идти очень трудно — это настоящее «томление». Особенно после первых двух дней. И для многих крестоходцев каждый шаг — это сознательное усилие по преодолению себя, борьба со своими немощами и с желанием все бросить. Но не бросают. Потому это и есть подвиг.

     

    Гостеприимство

     

    Практически на всем протяжении пешего пути в Почаев паломников встречают местные жители. Кто вынесет ведро воды, кто яблоки, кто пирожки... А в некоторых местах всех крестоходцев полноценно кормят. «И что такого?» — спросите. Отвечу: «А вы пробовали накормить 15 000 человек? А 20 000?» То‑то же и оно. В Сатанове встретил двух киевлянок, которые приехали специально, чтобы принять участие в приготовлении обеда для паломников. «Зачем?» — спрашиваю. «Как зачем? Ведь того, кто принимает странника, и Господь принимает».

     

    Среди паломников очень много молодых людей. Они смотрят вперед и идут вперед. За ними будущее.

    Проблемы

     

    Не без них, конечно. Но люди потому и идут в крестный ход, чтобы с проблемами справиться. Кто‑то хочет бросить пить, кто-кто — курить, кто‑то — употреблять наркотики... Ведь Церковь — это не общество спасенных, а общество спасающихся. И Христос пришел не для того, чтобы спасти праведников, а грешников. «Вообще, — говорит отец Андрей, — люди в крестном ходу меняются. Меняются с каждым днем, лучше становятся. Я вообще думаю, что каждый должен хотя бы раз в жизни решиться на этот подвиг. Глядишь, и у него что поменяется к лучшему. Главное — решиться».

     

    Самая большая группа паломников традиционно собирается в кафедральном соборе в честь Александра Невского и выходит в направлении села Должок. Именно оттуда и начнется крестный ход.
     
    Последние приготовления. Паломники собирают палатки после ночлега и берут благословение в путь —
    после окропления святой водой и идти легче.

     

    Храм Рождества Божией Матери в селе Должок. Молебен перед началом крестного хода.
     
    Матушка Ксения Григорчук на привале возле села Жердя кормит паломников замечательным борщом!

     

    Огромная колонна растянулась на несколько километров.
    Позади три дня пути и город Сатанов, впереди еще столько же и Почаевская Лавра.

     

    На привале. Сон под Покровом Богородицы.
     
    Во время крестного хода, как нигде больше, чувствуется единство народа Божия.

     

    Фото предоставлены «СПІЛКОЮ ПРАВОСЛАВНИХ ЖУРНАЛІСТІВ»

     

    * В 2015 г. 

     

    Если Вам понравился материал - поддержите нас!
    Прочитано 960 раз

    Купить