Понедельник, 03 Декабрь 2018 15:39

Нелегкое дыхание. Чему учатся дети в лесной школе

Автор 

Здесь — казенное государственное учреждение. Но здесь не казенная атмосфера. Здесь больные дети. Но здесь радостные дети. 

ФОМА

 

Здесь не православная школа. Но здесь дети входят в жизнь Церкви. Здесь множество проблем. Но здесь проблемы решаются. Здесь — это в санаторной школе-интернате в селе Медное.

 

Детей здесь объединяет общая беда: заболевания легких, в основном это так называемые малые формы туберкулеза.

 

Медновская санаторная школа-интернат существует с 1963 года, когда по всему СССР начали открывать такие загородные детские учреждения — их еще принято называть лесными.

 

Сюда попадают по медицинским показаниям — врачам, как правило, удается убедить родителей, что это единственный выход. Ведь если не лечить скрытые формы туберкулеза, то болезнь перейдет в открытую фазу и это может кончиться трагически. А лечение долгое. Есть тут, впрочем, и дети с другими заболеваниями легких — бронхиальной астмой, хроническими простудами и так далее, но в основном это именно риск туберкулеза. «А туберкулез, — говорит директор Виталий Валерьевич Солдатов, — болезнь социальная. Чаще всего страдают ею дети из неблагополучных семей. Не обязательно неблагополучных в криминальном смысле — порой это просто бедность на грани нищеты, тяжелейшие бытовые условия. Дети, как правило, приходят к нам с большими педагогическими проблемами».

 

 

 

Главная задача, которую поставил себе Солдатов, став шесть лет назад* директором, — сделать так, чтобы дети здесь не только учились и лечились, но и получали правильное воспитание. А правильное воспитание несовместимо с казенной казарменной обстановкой, поэтому прежде всего нужно было создать здесь ту теплую атмосферу, которую сейчас чувствует каждый посетитель школы.

 

Для этого три года назад здесь были созданы «воспитательные группы» — однополые, разновозрастные. У таких групп, состоящих из 8–10 ребят, отдельное помещение — спальни, санузел, душ, холл. Преимущество очевидно: это приближает к семейной обстановке. Старшие заботятся о младших, младшие тянутся за старшими. К каждой группе прикреплены по три воспитателя, которые, сменяя друг друга, находятся с детьми круглосуточно и отслеживают все нюансы взаимоотношений.

 

Конечно, все это было бы невозможно без команды энтузиастов-педагогов. «Наш педагогический коллектив сейчас, — говорит Виталий Солдатов, — это именно команда, причем мы тут не только воспитываем детей, но и воспитываемся сами, преодолеваем свои недостатки. Есть совершенно самоотверженные люди, готовые почти задаром постоянно приезжать сюда из города, вести кружки». Сам Солдатов ведет кружок игры на гитаре (а всего тут 16 кружков).

 

Впрочем, даже лучший интернат не может полностью заменить семью. Все равно у детей, годами не покидающих стены детского учреждения, формируется «госпитальный синдром» — когда возникают эмоциональные перегрузки из‑за необходимости постоянно находиться в общении, из‑за отсутствия личного пространства. Поэтому каждый ребенок испытывает потребность уединиться, хоть на минутку остаться с самим собой.

 

А еще дети здесь любят читать — и этому способствует не только наличие большой хорошей библиотеки, но и то, что педагоги читают вместе с детьми, обсуждают прочитанное. В каждом классе здесь на один урок литературы больше, чем в массовой школе. Этот дополнительный час используется для разговора о тех старых добрых книгах, на которых выросло не одно поколение.

 

 

По благословению правящего архиерея в школе с 2004 года действует часовня, освященная во имя страстотерпца царевича Алексия. Здесь дети и взрослые читают утренние и вечерние молитвы, акафист святому мученику, ставят свечки. Особая радость для них — каждение и окропление святой водой помещений школы. Это делают сами дети. Надо видеть, с каким восторгом самые маленькие, семи-восьмилетние, бегают по этажам с кадилом и кропилом! 

 

Кроме того, дети тут воцерковляются — те, кто этого хочет. Каждое воскресенье желающие ребята ездят на Литургию в сельский храм. Тамошний настоятель, священник Игорь Седов, приезжает в интернат раз в неделю, общается с детьми, отвечает на их вопросы. «Спрашивают разное, — рассказывает он. — Просят совета в каких‑то жизненных ситуациях, спрашивают и о вероучении. Чаще это ребята младших классов, у подростков интерес к Церкви ослабевает, и это закономерный процесс, это не только здесь, всюду так. Но зато какая радость видеть, как подросток приходит в часовню, ставит свечки за своих близких. А некоторые выпускники школы стали уже взрослыми и сами приводят в храм своих малышей».

 

Вообще, дети тут всегда ждут чего‑то хорошего. Паломнических поездок, походов в лес, многочисленных творческих конкурсов, концертов. Ребята издают газету «Отрок», снимают короткометражки.

 

Помимо того, что дети здесь излечиваются от своих заболеваний, они получают качественное образование и, что не менее важно, правильное воспитание. Здесь теплая, практически семейная обстановка, здесь дети обретают друзей и среди сверстников, и среди педагогов. Да и вообще разделение на детей и взрослых тут условно — по сути, это единый коллектив. Многие выпускники школы не теряют связи с педагогами, приезжают, звонят, пишут.

 

 

У школы большая территория, помимо спортплощадки и хозяйственных строений есть и яблоневый сад. Дети пьют компоты из яблок, которые сами же и собирают.

 

 

Директор помогает ребятам репетировать песню, которую они хотят исполнить для своего друга Дениса, которому сегодня исполнилось 12 лет. После ужина будет празднование — с тортом, песнями и разговорами «за жизнь».

 

 

Те заболевания, с которыми сюда попадают дети, вовсе не препятствуют им заниматься физкультурой. И для этого здесь есть все возможности. Ребята активно двигаются, ходят на спортивные секции и ездят на соревнования.

 

 

Эти символические часы напоминают ребятам, что детство не вечно, что придется взрослеть и выходить в самостоятельную жизнь. Но как сложится их будущее, зависит во многом от них самих, от их интересов, их энергии и мотивации.

 

 

После обеда дети делают уроки. Такая самоподготовка отличается от приготовления уроков в домашних условиях, потому что здесь они, под контролем педагогов, помогают друг другу, а особенно младшим (поскольку уроки делают в своих разновозрастных группах).

 

 

То, что это особенное место, заметно даже на ужине: вместе с едой детям раздают и лекарства.

 

Фото Владимира Ештокина

ФОМА

* По состоянию на 2016 год. 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 112 раз