Четверг, 08 Август 2013 16:19

О чем говорил отец Лонгин

Автор 

Вчера от нас ушел прекрасный человек и добрый пастырь архимандрит Лонгин (Чернуха), главный редактор «Церковной православной газеты».

Он стоял у истоков создания журнала «ФОМА в Украине» и все это время был нашим духовным советчиком и соратником. Когда у нашего коллектива появилось свое помещение, именно отец Лонгин освятил новую редакцию журнала. Несмотря на свою огромную занятость, он с удовольствием писал комментарии для нашего сайта. В эти скорбные дни мы хоти еще раз вспомнить его слова.

 

О власти

 

Я уверен, что причина наших бед — в нравственной испорченности общества. Конечно, все можно спихнуть на власть имущих, но давайте не будем спешить. Давайте посмотрим по сторонам. Заплеванные жвачками тротуары — это власть виновата? Сорванные замки с дверей подъездов — это тоже власть? Загаженные лифты — это, наверное, тоже наши депутаты?


Захламленные мусором площади после народных гуляний, «радующие глаз» пластиковые бутылки и кульки вдоль железнодорожного полотна, прокуренные вагоны (в то время, как уже действует закон, запрещающий курение в общественных местах). А поедание друг друга сотрудниками в рабочих коллективах? А супружеские измены? Это все власть?! Да, конечно же, доля вины властей в том, что они допускают подобные беспорядки, есть. Но ведь мы сами так живем.


Однако власть не сможет оправдываться вышесказанным. Она должна заботиться о том, чтобы правильно организовать жизнь народа, чтобы установить в обществе законы, препятствующие разложению страны как в экономическом, так и в нравственном отношении. Ведь, действительно, есть у нас еще потенциал замечательных людей, умеющих думать, трудиться, созидать, любить свою страну, несмотря на ее недостатки. Еще не все наши мозги утекли за границу. Но нужно понимать, что этот потенциал, если его не поддерживать, иссякнет. И этой поддержкой должна заниматься власть.


В нашей жизни нарушается очень важный нравственный принцип человеческого общения, прописанный в Евангелии: во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы.


Мы попали в какой-то замкнутый круг: власть обманывает народ, народ начинает обманывать власть. В результате потеряно доверие и уважение друг к другу. Чтобы прекратить это «хождение по мукам», кто-то должен остановиться. Но лучше, если проблему осознают обе стороны и, не переводя стрелки друг на друга, каждая из них начнет себя исправлять.


Рай на земле не построишь. Это утопия. Но нельзя допустить и превращения нашей жизни в ад. И это возможно, если люди начнут думать друг о друге, избавятся от равнодушия, перестанут завидовать друг другу, стремиться к легкой наживе. И еще важно понимать, что мы сами должны выстраивать свое общество, а не ждать, что кто-то добрый и хороший придет с запада или востока, — и будет нам счастье.

 

О воспитании

 

Важным в общении между педагогами и воспитанниками является чувство доверия. Учителя должны научиться доверять детям — только тогда можно рассчитывать на взаимность. Об этом свидетельствует педагогический опыт Антона Макаренко. Важно добавить, что он работал в очень сложные времена, когда в государстве были разрушены старые устои, вокруг было много беспризорных детей, которым не хватало семейного воспитания.


Главным фактором в его учении, которое касалось развития и воспитания детей, было не только доверие, но и сострадание, умение жертвовать, направлять все свои силы на общение с детьми. Важнейшими принципами педагогической теории и практики Антона Макаренко являются основанное на доверии уважение к личности ребенка, умелое и редкое применение наказания, ориентировка на будущее, а не прошлое, открытие в сознании детей радостных реальных перспектив, планов на будущее.


Педагог доказал, что любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. Мощь советской педагогики заключается в том, что она несла в себе потенциал нравственности, который взращивался еще ранее на религиозных, христианских основах, поэтому для православных христиан наследие Антона Макаренко является важным наставлением в воспитании детей.

 

Об экзаменах

 

Мне ни разу не приходилось встречать людей, которые бы спокойно относились к сдаче экзаменов. Кто-то больше, кто-то меньше, но все-таки переживали. Однако волнение не всегда говорит об уровне ответственности или серьезности в отношении к экзаменам. Зачастую — это свидетельство присутствия гордости, амбиций, духа соперничества. Если вы идете на экзамен с желанием во что бы то ни стало блеснуть перед другими своей талантливостью, доказать друзьям, родственникам, соседям и всему миру, что вы не хуже, а намного лучше других, то естественно, уровень вашего волнения будет зашкаливать. А нервный срыв или депрессия в случае провала просто гарантированы.

 

Поэтому, приступая к экзаменам, постарайтесь, прежде всего, сосредоточиться на тех знаниях, которые вы приобретали. Не думайте о том, что скажут ваши папы и мамами или друзья, если вы не сдадите. Эти мысли будут только отвлекать от дела. Постарайтесь убедить себя, что, если не справитесь с поступлением в этом году, то это не будет трагедией вселенского масштаба. У вас еще будет возможность других попыток. Словом — наберитесь смирения.


Конечно же, ребятам, которые верят в Бога, обязательно советую помолиться перед экзаменом. Только не ставьте Богу условий и не требуйте легкого билета. Просто попросите: «Господи, Ты видишь, как я волнуюсь, видишь, как переживают за меня мои родители, болеют друзья. Ты видишь, что я готовился и сделал все от меня возможное. А если и нет, то прости мне мою лень и беспечность. Помоги, моему уму, моим чувствам и воле собраться воедино, чтобы я смог успешно применить свои знания, и чтобы в будущем моя учеба принесла пользу мне и людям!»

 

О театре

 

Сразу вспоминаются слова Достоевского: «Если уж и выбирать какую-то пьесу, то такую, которая наполняла бы душу благородством, а не засоряла ненужными впечатлениями». Театр — это искусство, а искусство может по-разному влиять на душу человека. Сегодня театр очень разный, множество направлений, творческих поисков, разного уровня актеров и режиссеров — выбирай на вкус.


Я в детстве, например, ходил в театральную студию, будучи студентом, играл в студенческом театре эстрадной миниатюры. Это мне помогло познакомиться с замечательными людьми, думаю, в целом положительно повлияло на уровень культурного развития, коммуникации, рефлексии. Помню радость зрителей от проведенных спектаклей или вечеров. Помню много остроумного и добродушного. Кстати, в нашей Воскресной школе мы ставили со взрослыми «Маленького принца», а с детьми рождественские постановки и поучительные сказки.


Думаю, что всегда нужно помнить, что театр — это игра. А мы сами должны выбирать правила этой игры: или это что-то, что позволяет нам оторваться от обыденности и задуматься о добре и зле, или это развлечения, которые питают наши страсти. Игра может помочь нам понять себя и измениться в лучшую сторону, или увлечь вихрем азарта, тщеславия, самолюбования и прочих пороков. Кстати, вспомнил о методике театральной психотерапии, которая очень эффективна для работы с маленькими детьми. Поэтому нам нужен добрый театр, и такой театр могут посещать православные христиане. Я, правда, не считаю, что театр обязательно должен входить в программу личного культурного образования. Все-таки это специфический вид искусства, понятный и воспринимаемый не всеми.


Многие задают вопрос: можно ли ходить в театр во время поста? Во-первых, все зависит от того, как мы воспринимаем театральную постановку. Если это просто развлечение, будоражащее нас и отвлекающее от духовной работы над собой, то нельзя. Если спектакль как бы упорядочивает наши чувства и мысли, настраивает на размышления о смысле человеческой жизни, то — почему бы и нет? А во-вторых, мне кажется, что если есть такие спектакли, которые нельзя смотреть в пост, то их нельзя смотреть вообще.

 

О кино в пост и не только

 

Просмотр кинофильмов я бы отнес к досугу, к отдыху. Можно ли отдыхать во время поста? Думаю, что можно и даже нужно. Без отдыха, в силу нашего духовного несовершенства, мы, скорее всего, можем навредить своей душе, да и телу тоже. Сегодня далеко не все могут подражать святым, которые постоянно пребывали в молитве, несли послушание или занимались рукоделием. Но христиане и к отдыху должны подходить с духовным рассуждением.


Мы не можем себе позволить многое из того, что для язычников или атеистов кажется естественным и нормальным. Мы можем смотреть, так сказать, доброе кино. Кино, которое наполняет наш мир идеалами добра, помогает задуматься над жизнью, человеческими отношениями, пробуждает какие-то добрые чувства, например, патриотизма, сострадания, справедливости...


Для меня критерием хорошего фильма является возможность посоветовать его другим, чтобы потом обсудить, извлечь полезный урок из увиденного. Как только я замечаю, что фильм не такой, я прекращаю его смотреть. Считаю это бесполезной тратой времени.


Просмотр фильма может помочь немного разгрузить ум и эмоции, сбросить душевное напряжение и в то же время заполнить их полезными размышлениями, благородными переживаниями, расширить мировоззрение (особенно, если это документальное кино). Но всего хорошего должно быть в меру. Иногда и хорошие фильмы могут отвлекать нас от более важных дел, а если говорить об отдыхе — то от отдыха, который можно было бы провести с большей пользой, чем просиживать у телевизора.


Существует кинозависимость, киномания. Люди практически прожигают свою жизнь у экранов телевизоров или мониторов. Причин тут может быть много: и уход от реальной жизни, и любовь к зрелищам и развлечениям, и любопытство, и просто лень, и т.п. А пост учит нас умеренности, бережному отношению ко времени. Как раз пост может послужить поводом и средством для преодоления этой зависимости, чтобы в дальнейшем, уже и в непостовое время, сохранять себя от этой страсти. Одна моя знакомая, имея пристрастие к кино, принципиально не смотрит его во время поста, даже хорошее. В конце концов, всех фильмов не пересмотришь.


Некоторые считают, что лучше почитать книгу, чем посмотреть кино. Но это совершенно разные процессы умственной и душевной деятельности человека. Поэтому я бы не стал их даже сравнивать. Но все же я могу представить себе умного и культурного человека, который не посмотрел ни одного, пусть даже очень хорошего фильма. Но не могу представить такого человека, если он не прочел ни одной хорошей книги.

 

О юморе

 

Не нужно быть верующим человеком, чтобы понимать, что юмор может быть злым, разрушительным, унижающим и оскорбляющим человеческое достоинство. Вот такой юмор опасен.


Верующий может продолжить перечень вредоносности злого юмора. Он опасен как осуждение, как излитый яд, как злорадство, как кощунство над человеком, а иногда и Богом. Опасен пошлый юмор, разрушающий целомудрие и отупляющий человека. Пошлость уничтожает стыд. Тогда появляется вседозволенность, развязность, безответственность. Может ли на таких «добродетелях» нормально выстраиваться жизнь общества?


Вспомним смех Хама, посмеявшегося над отцом, который оказался в дурном положении, и чем это обернулось для бесстыдного сына. Юмор может быть праздным, отвлекающим от реальных жизненных проблем, как уход в иллюзорный мир беспечности. Это часто юмор уныния, депрессии, как попытка «уколоться и забыться».


Здоровый юмор — лекарство от гордыни, тщеславия, властолюбия, ханжества и лицемерия. А еще он необходим, чтобы не впасть в уныние. Примерами такого здорового юмора могут послужить некоторые истории из древнего патерика.

 

Вспомним, как плод, переданный одним подвижником другому, был последним отдан третьему, а тот еще одному, пока плод не вернулся к первому. Вызывает улыбку?


А послушника, который пожаловался старцу, что, читая книги и слушая проповеди, все никак не становится лучше? Старец повелел ему взять корзину и принести воды. После нескольких неудавшихся попыток старец указал послушнику на то, что хотя корзины и остались пустыми, но все-таки они стали чистыми. Это — юмор-утешение, назидание.


Вспомним Амвросия Оптинского: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». А на слова: «Вы, батюшка, очень просто говорите» старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

 

Фото «Церковной православной газеты» и «Православия в Украине».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 4368 раз

Купить