Среда, 22 Ноябрь 2017 14:29

Сентиментальный сказочник

Автор 

22 ноября известному киевскому режиссеру Александру Столярову исполнилось бы 58 лет.

26 июля 2017 г., на 58‑м году жизни, скончался Александр Столяров — православный христианин, замечательный украинский режиссер и писатель, руководитель и вдохновитель детского «Театра Андерсена», автор более 100 документальных и художественных фильмов, в том числе художественного фильма «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» (2012). Об Александре вспоминают священники, друзья, коллеги и единомышленники.

 

 

 

 

Архимандрит Пафнутий (Мусиенко),
пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия:

 

— Я знаю Александра Столярова и как христианина, и как творческую личность. Ему было непросто, как любому одаренному человеку, но он свой путь прошел достойно. Он смирялся, терпел, молился.

 

Мы с ним сошлись в Китаевской пустыни и вместе духовно возрастали. Он в качестве духовного чада, а я — в качестве духовника. Можно даже сказать, что я на нем учился искусству духовника, а он учил меня телевизионному искусству. Я раньше работал на телевидении, а уйдя в монастырь, это оставил. Там были только послушания и молитва. Но Александр возродил во мне тягу к творчеству. Я с ним начал снимать фильмы, потом писать стихи. Он был моим первым критиком. Я доверял ему больше всех, так как он наиболее адекватно оценивал результаты моего творчества, соотносил содержание с духовностью. В общем, тому, что у него самого хорошо получалось, он учил и меня. Я очень благодарен ему за это.

 

В Ирпенском храме Александр прислуживал в алтаре. Однажды был случай — он перепутал воду и чуть не умыл кипятком руки священникам после Причастия. Но на него не обижались, потому что видели его живую веру, ревность и желание послужить Богу и ближнему. У него было много друзей среди духовенства, и все к нему относились очень хорошо.

 

Олеся Николаева,
поэт, писатель, профессор Литературного института им. А. М. Горького, лауреат Патриаршей литературной премии:


— Всех, кто знал Сашу Столярова или смотрел его фильмы, потрясла его внезапная смерть. Талантливый, умный, тонкий, необыкновенно красивый, оригинальный, полный идей...


Мы познакомились с ним лет двенадцать назад через мою дочь Александрину, с которой они сделали семь фильмов на телеканале «Культура». И вот сейчас собирались делать восьмой — о новопрославленном святом праведном Алексии Бортсурманском. Обсуждая предстоящую работу, они непрестанно переписывались, перезванивались. Да и я вела с ним переговоры в мае (тоже замышляли делать совместно фильм). Месяц назад, вдохновленная этой идеей, в маленьком греческом домике на самом берегу моря, я засела за сценарий художественного фильма, работала над ним по 10 часов в день и мысленно примеряла его именно «на Сашу»: мне было близко его утверждение, что в драматическом произведении важен не сюжет, а раскрытие героя.

 

Это ужасная, ужасная потеря!

 

Что‑то гаснет сразу в душе...

 

Царствие ему Небесное и вечная ему память!

 

Ян Таксюр,
писатель, поэт, публицист:

 

— С Александром Николаевичем мы знакомы давно, работали когда‑то на телевидении, правда, недолго. Он был у нас руководителем на канале ТЕТ, когда я там делал программу. Сейчас, когда Саша предстоит пред Богом, нужно говорить прежде всего о том, с чем он перед Ним встанет.

 

Мне кажется, что главное направление в его жизни — это стремление к Богу. Об этом говорит и то, что в Украине в последнее время у него была репутация именно православного режиссера. Церковь в его жизни играла огромную роль. Его творческие замыслы так или иначе всегда вращались вокруг Церкви и Православия. Важнейшие вопросы жизни Церкви, нравственности, спасения души человеческой его интересовали в первую очередь. А следовательно, он знал Христа, шел к Нему, его деятельность говорит именно об этом.

 

Еще хочу сказать о том, что этот человек был в хорошем смысле слова «не от мира сего». Все его замечательные сказки, и то, что он с детками затеял «Театр Андерсена», и все то, что он делал в кино, всегда были обращены к высокому, неземному, нематериальному и немеркантильному.

 

Он был замечательный семьянин и знал, что такое заработать для семьи, детей и жены, а ночью мог сидеть творить что‑то еще для души. Вот кто был Саша, был и есть.

 

И еще хочу сказать с чисто профессиональной точки зрения. Когда смотришь его некоторые работы, то видишь, каким художественным даром он был наделен от Бога. Смотришь, насколько великолепно это снято, с каким вкусом. Поэтому, думаю, Господь помилует его. Это человек, который жил для неба, для правды Божией. Пускай Господь упокоит его в Царствии Своем.

 

Петр Цимбал,
кинооператор:


— Мы работали вместе с Александром Столяровым долго, с 1997 по 2014 год. Он много снимал на христианскую тематику, выражая свое мировоззрение языком кино. Он был христианином, и для него кино было в какой‑то мере настоящей мистерией. Каждый человек в принципе чем‑то одарен от Бога. Но люди часто не верят в таланты и боговдохновение. А Александр верил. И в каждого человека верил, и в данный Богом собственный талант.

 

Поэтому он полностью отдавал себя искусству — кинематографу, театру, живописи, поэзии и музыке — для того, чтобы нести прекрасное в этот мир, сотворенный Богом. Поэтому Александр так много трудился, и поэтому так много ему удалось сделать. Его основным принципом было не делать того, что нельзя показать своим детям.

 

Но он был очень требовательным человеком. Сам выкладывался на тысячу процентов и от других требовал выкладываться хотя бы на сто процентов. Но ему удавалось это делать так, чтобы ни на кого особенно не давить.

 

Тарас Дударь,
режиссер:


— Александр Столяров был моим проводником в мире кино и телевидения. Сразу после окончания института я попал к нему ассистентом на ТРК «Киев». Он был старше и относился к нам как к детям. Мы все — операторы, режиссеры — тогда были очень молоды. Потом мы вместе уехали покорять Москву. Он стал главным режиссером новостей на канале РЕН-ТВ. Первым оттуда сбежал я, потом он. Дальше наши дороги немного разошлись, но мы всегда отлично дружили. В целом Александр Николаевич был моим настоящим учителем и другом. Уровень его культуры, образования и полета мысли был высочайшим. Но в работе он был жёсток. Когда мы работали вместе, он вставал в шесть утра, делал пробежку и уже мне названивал: «Тарасенька, просыпайтесь! Что вы спите?» Я ему говорю: «У меня на 11 монтаж». — «Это никому не интересно. Вы должны готовиться к работе. Идите на работу».

 

Однажды мы шли с ним после монтажа, и он сказал: «Понимаете, в нашей стране всех очень раздражают талантливые люди. Вот если я скажу, что у меня этажом выше живет Александр Сергеевич Пушкин, давайте пойдем попьем с ним чайку, это всех почему‑то будет раздражать. Но когда Александр Сергеевич умрет, то уж тогда‑то памятников ему понаставят».

 

Вадим Романенко,
директор издательства «Киевский Дом книги»:

 

— Для меня Александр Николаевич при всем разнообразии его творческих талантов прежде всего гениальный писатель. Его рассказы, по моему мнению, — это вершина современной литературы. По своей форме, глубине, драматургии они являются настоящими маленькими литературными шедеврами. Поэтому, когда я их впервые прочитал, возникло большое желание их издать. Таким образом в нашем издательстве и родилась книга «Неправильная сказка».

 

Насколько я знаю, он вставал в пять утра и на рассвете писал сказки. Вот почему они у него получались такими замечательными, светлыми и чудесными.

 

К писательству он всегда относился очень серьезно. Ему удалось в свои короткие рассказы вместить очень большие, важные и жизненные темы. То, как он это делал, для меня, как для редактора издательства, является идеальной литературой, идеальной художественной формой.

 

Александр Столяров: «Настоящая драматургия — это не сюжет, а раскрытие героя» 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 144 раз

Купить