Среда, 16 Август 2017 19:57

Учить добру и призывать к миру

Автор 

17 августа 2014 года состоялась интронизация Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Собор епископов Украинской Православной Церкви избрал митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия Предстоятелем УПЦ 13 августа.

Владыка почти не появляется на телеэкране, редко дает интервью и предпочитает разговорам молитву и конкретные дела. 

 

14 лет он управлял Черновицкой епархией — одной из крупнейших в Украине — и стал настоящим духовным лидером страны. Теперь Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию предстоит пройти самое сложное послушание в своей жизни — вести за собой многомиллионную украинскую паству. Мы собрали высказывания владыки о вере и христианской жизни, чтобы рассказать о нем и понять, каким путем будет идти Украинская Православная Церковь со своим новым Предстоятелем.

 

О служении Предстоятеля

 

Свое избрание я воспринимаю не как славу и честь, а как послушание святой Церкви, за которое мне придется дать ответ на Страшном суде. Я много размышлял о том, какой Предстоятель нужен нашей Церкви, какими качествами он должен обладать. Мне кажется, что всех мирских знаний и умений не будет достаточно, чтобы беспреткновенно вести церковный корабль через бурные воды житейского моря. И если бы Господь не был истинным Главой Церкви, то не нашлось бы на земле человека, который смог бы привести церковный корабль к пристани вечной жизни. Поэтому все свое упование и надежды я возлагаю на всещедрого Бога и Его благую волю.

 

О Боге

 

Во Христе — источник жизни, и Он открыт для каждого человека. Нам надо только пожелать и верой открыть свое сердце для воскресшего Христа. И Он — вечный Источник Жизни, наш Господь и Спаситель, вместе с Небесным Отцом и Святым Духом, войдет в наше сердце и сделает Себе там обиталище. Тот человек, который сподобился такой милости, каждый день и каждый миг чувствует в своем сердце силу, мир и радость, которые подарил людям Христос Спаситель Своим пресветлым воскресением.

 

Если человек будет любить Бога, то он будет любить всё: и отца и мать, и ближнего своего, и родину свою, и работу свою, и соседей своих, и другие народы. А если человек не любит Бога, то он не сможет никого полюбить, он будет склонен к пороку. Без Бога человек становится ущербным, но со временем начинает понимать, что нужно искать идеалы в жизни непреходящие. Легче всего найти их в храме. Как человек не может самостоятельно излечиться от какого-либо недуга, так и вне храма нельзя наладить отношения с Богом. Ведь храм — это духовная лечебница, вмещающая всё богатство христианского учения. В храме человек обогащает свою веру, свой разум, ему легче установить связь со своим Отцом Небесным. А Отец Небесный никогда не оставит человека.

 

 О Церкви

 

Миссия Церкви, вне зависимости от того, где она находится и на какие земли распространяется, неизменна во все времена. Это спасение человеческой души. В то же время существуют и земные, человеческие обстоятельства, которые Церковь не может оставить без внимания. Здесь наша ответственность в том, чтобы учить добру и призывать к миру.

 

Уже две тысячи лет у Церкви одна самая главная задача и проблема — борьба с грехом. Именно грех является главной причиной всех нестроений и неурядиц, которые мы претерпеваем и в личной, и в общественной жизни. Наша локальная задача сегодня — помочь отдельно взятому человеку. Как писал Иосиф Бродский, «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». На решение этой задачи нам необходимо направлять все свои усилия.

 

Если человек или народ нравственно деградирует, то такой человек или народ не готовит себя к вечной жизни и является духовно мертвым. Поэтому Церковь еще называют душой народа. Если эту душу отделить от организма, каковым является государство, то вполне закономерно это приведет к духовной смерти. Это не просто метафора. История повествует нам о целых народах и цивилизациях, которые исчезали с лица земли, когда нивелировалась вера и духовные ценности людей. Церковь включена в общественную жизнь именно в силу того, что Церковь — это и есть те люди, которые составляют если и не всю, то все же значительную часть общества. Православный христианин является таковым не только в храме, но и за его стенами. Он непременно должен руководствоваться Евангелием не только в своей личной жизни, но и в общественной. Разве можно помнить о заповедях Божиих только дома, забывая их на работе? Вера предполагает принятие человеком духовных ценностей, на которые он ориентируется и в частной, и в профессиональной деятельности, непрестанно соизмеряя свои мысли, дела и поступки с главным примером для подражания — Иисусом Христом. Как можно сказать человеку, что вот здесь ты Христов, а там — нет? Это же абсурд. Поэтому и общественное сознание будет настолько церковным, насколько будут воцерковляться члены этого общества.

 

Что же касается соборности, то она подразумевает уважение к ближним, к тем, кто составляет церковное тело, побуждает людей смиряться друг перед другом. Единоличное принятие решений приводит к гордыне, самоуправству, соборность же — к взаимному уважению и смирению. А за это Господь дает разумение истины.

 

ст1

 

О священстве

 

Для того чтобы повысился духовный уровень наших прихожан, должен сперва повыситься духовный уровень каждого из нас, служителей Церкви. Если этого не будет, то чему мы сможем научить нашу паству, каким примером? Надо всегда начинать с себя. Помните, как говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ты сам примирись с Богом по-настоящему. И тогда можешь ничего особенно не говорить. Тысячи возле тебя умиротворятся и будут спасены.

 

Священника можно сравнить с врачом. Некоторые считают, что дает здоровье врач. Нет, врач только помогает нам восстановить гармонию в теле, а дает здоровье Господь. Бывает, что врач пытается восстановить эту гармонию, а Бог не дает здоровья, и человек умирает. Священник же помогает человеку восстановить гармонию в его душе, поясняя: хочешь мира душевного — не кради, не прелюбодействуй, не совершай других грехов, потому что этим ты сам себе наносишь вред, это не есть норма твоей жизни, в этом твоя болезнь, ты должен от этого отойти. Ты должен думать так-то и так-то, не завидовать, не гордиться ни перед кем … Таким образом священник помогает поставить ум и телесное поведение человека в рамки. А Бог, видя, что человек откликается, посылает благодать этому человеку, чтобы он победил свои страсти и немощи. Но если Бог не даст человеку благодатной силы, то человек останется со своими проблемами один на один.

 

О духовной жизни

 

Духовное возрастание происходит в храме, на общественной молитве, и дома, в молитве личной. Оно совершается благодатью Божией, которая дается человеку в беседе с Богом, Источником благодати.

 

Надо терпеть друг друга такими, какие мы есть. Желаю также, чтобы каждый из нас, несмотря на занятость и суету, находил время для молитвы — одного из главных средств духовного очищения.

 

Чтобы сохранить мир в душе, нужно больше молиться. Если христианин сохраняет связь с Богом, он найдет правильный выход из любой политической ситуации. Если же эта связь теряется и человек отрывается тем самым от Источника разума и здравого смысла, то политические перемены могут его сломать и уничтожить.

 

Надо бороться с грехом, который, собственно, и делает человека агрессивным, злым, способным на самые крайние, негативные поступки. Церковь не устает напоминать об этом людям. Мы говорим, как Господь учит нас вести себя в тех или иных жизненных обстоятельствах, а кроме того молимся, чтобы Он помог людям стать лучше духовно. Истоки любого конфликта в сердце человека. Оттуда исходят и все беды. Когда люди не имеют мира с Богом, они не имеют мира с самими собой, со своими ближними.

 

Подлинная свобода в христианстве подразумевает свободу от греха. По-настоящему свободным может быть только тот, кто освободился от греха, перестал быть ему рабом. В Церкви свобода вырастает из исполнения заповедей Божьих, которые определяют, что для человека полезно или допустимо, а что способно нанести ему вред. Исполняя заповеди, человек освобождается от греха.

 

Далекие от церкви люди считают терпение слабостью. Они думают, что если человек физически силён и имеет возможность отомстить врагу, — он должен это сделать. Но по-христиански всё иначе. Самый сильный человек тот, кто отмщение отдаёт в руки Божии. «Мне отмщение, Аз воздам» — говорит Господь в Священном Писании. Тот человек, который терпит и не отвечает злом на зло, дает место суду Божию. И Бог отмщает за такого человека, но так отмщает, что в этом нет никакой жестокости. Там есть только любовь Божия, которая простерта и к тому, кого обидели, и к тому, кто обижает.

 

Полностью оградить себя от скорбей, поношений и нареканий невозможно. Наш пример — это Спаситель, Который, даже будучи безгрешным, терпел поношения. Что уж говорить о нас, грешниках. Не зря Он сказал: «Меня гнали, и вас будут гнать». Человек, ведущий духовную жизнь, на каком-то этапе перестает обращать внимание на того, кто его поносит. Не важно, как о нас будут судить люди. Главное — как будет судить Бог.

 

О государстве и власти

 

Церковь всегда встает на защиту той части общества, которая не может сама себя защитить от своеволия, от нищеты. Но, разумеется, только своими силами мы зачастую не можем эффективно решать многие задачи в этой сфере. Посредническая функция Церкви заключается в том, чтобы напоминать властям, что проблема существует, что есть люди, которым нужно помочь.

 

Государственная власть, по учению Церкви, — это служение своим гражданам и своему Отечеству. Путь, который Церковь настойчиво проповедует, — это мирное решение всех вопросов. Распределение власти и ресурсов должно разрешаться мирным, цивилизованным путем. Народ не должен быть заложником чьих-то властных амбиций, и этим амбициям не должны приноситься в жертву человеческие жизни.

 

Хотелось бы, чтобы все прислушивались к Божиему закону: и мы, священники, и все христиане, и власти всех уровней. Я не хочу, чтобы власть меня слушалась, я сам желаю слушать Божий закон и ему повиноваться и хочу, чтобы власть то же самое делала. Когда говорят, что Церковь была некогда лидером, вела всех, то прежде всего имеют в виду священный закон, который определяет Церковь и наполняет ее Божией благодатью. Вот этот священный закон должен быть ориентиром для всех нас, живущих на земле; и чтобы все — те, кто в священническом сане, простые люди, руководители — все мы шли за этим священным законом.

 

Об Украине

 

Украина — это многонациональная страна. Тут живут украинцы, русские, румыны, молдаване, татары, представители многих других народов. Нам надо научиться уважать культуру друг друга. Причина возникновения сегодняшней напряженной ситуации во многом кроется в том, что одна сторона в какой-то момент начала навязывать свою культуру, свой образ мысли всем остальным. Ты можешь соглашаться или не соглашаться со своим соседом, но все равно должен уважать его. Восточная часть должна уважать культуру и обычаи западной и наоборот. Если мы не научимся этому, то жить вместе нам будет очень сложно. Мир не настанет, будут вражда и противостояние.

 

Я всегда старался и стараюсь уважать культуру и обычаи всех национальных общностей. Не из каких-то дипломатических соображений, а потому что Бог учит нас любить и уважать каждого человека таким, какой он есть. Такое уважительное отношение всегда вызывает ответную положительную реакцию.

 

Сегодня Церковь — это, пожалуй, единственное оставшееся звено, которое соединяет восток и запад, сохраняет народное единство в стране. Каждый священник знает, что во Христе этнические, социальные и прочие различия отходят на второй план. Каждый человек для нас — образ Божий, который надо любить и почитать. Но одно дело знать, а другое — претворять это знание в жизнь.

 

Все те достоинства, которые есть у украинского народа, все то величие, которое он приобрел за свою историю, коренятся в Православии. Всё это плоды православной жизни нашего народа. Чтобы сохранить это достоинство, это величие, нам нужно сохранить ту веру, которая даровала нам это величие.

 

О цели христианской жизни

 

Как-то раз пришла ко мне одна женщина, немолодая, одинокая, и спрашивает: «Владыка, в какой семье доживать мне старость? Меня приглашают те, те и те люди верующие. Как выбрать?» Я узнал, что она не была замужем, а всю жизнь ухаживала за людьми немощными, больными, которые нуждались в помощи. А когда сама стала нуждаться в уходе, совершенно посторонние люди, не из тех, которым она помогала, стали наперебой звать ее к себе доживать старость. Вот это пример жизни христианина, который делал ради Бога, а потом Бог и о нем побеспокоился.

 

Там, где есть нездоровое соперничество, нет благодати Божией. Благодать Божия позволяет мирно жить человеку в самом разноликом обществе. Благодать учит человека и дает ему силу терпеть ближних такими, какие они есть. А если благодати Божией нет, то для человека все враги. Даже домашние его, потому что у него нет мира Христова в душе. Такой человек думает, что виной его беспокойства являются окружающие его люди. Наши святые исповедники жили в лагерях, куда ссылали не только политических, но и отпетых уголовников. Но они там уживались с такими заключенными и любили всех, терпели всех. И люди к ним тянулись. Хотя никто из исповедников не занимался проповедью: это было невозможно. Но они имели веру в душе, мир с Богом. А когда человек мирен с Богом, то этот мир распространяется и на окружающих. Если нет мира в обществе, значит, нет Христа в душе общества. Ибо народ должен быть единодушен, должен искать истинные ценности, находить их и соединяться, а не разделяться. Тогда не будет того, что мы наблюдаем в наше неспокойное время.

 

Задача христианина на земле не только прийти в Церковь, но и все, время расти духовно, над собой работать. Чтоб не успокоиться, как фарисей, сказав себе: «Вот, я в Церкви, даю десятину с того и с этого, два раза в неделю пощусь. И всё». Это неправильно. Не важно, кто на каком уровне стоит — кто на очень высоком, кто на очень низком, — все должны над собой работать. Это самая главная, извечная проблема.

 

Господь всё делает по Своей любви к человеку, по Своей милости и желанию, чтобы человек стал лучше.

 

 

Подготовил Олег КАРПЕНКО

по материалам интернет-сайтов:

Церковный вестник

Православие.ru

Православие в Украине

molodost.in.ua

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1892 раз

Купить