Четверг, 06 Август 2015 16:32

Похожи ли святые на свои изображения? Избранное

Автор 

В связи с началом процесса прославления и канонизации новомучеников и исповедников перед современными иконописцами возник вопрос о том, как писать образы святых XX столетия.

Должны ли святые лики внешне походить на конкретных людей недавнего прошлого? Можно ли представить их в одеждах своего времени, или требуется облачить их в хитоны и гиматии, традиционные для апостольских времен? Этой теме были посвящены круглые столы и конференции.

 

Ответ, однако, кажется, мне очевидным. Он дан самой историей иконописания. Первые иконы были, по-видимому, не чем иным, как портретами людей, на лицах которых явился божественный свет. Они даже писались в живой, натуралистической живописной манере. Вспомним хотя бы энкаустические синайские образы VI–VII веков: «Апостол Петр», «Святые Сергий и Вакх», «Неизвестные мученик и мученица».

 

Церковная традиция сохранила рассказ о том, что первые иконы Богоматери были написаны евангелистом Лукой непосредственно с Пречистой Девы, то есть тоже были ее портретами. Да и нерукотворный образ Христа (Мандилион) был не сотворенным руками изображением Иисуса.

 

Конечно, с течением времени портретные черты прототипа несколько сглаживались, а образ святого становился все более идеализированным. Тем не менее мы всегда различим святых апостолов Петра и Андрея, например, по характерным, свойственным каждому из них внешним признакам. Образ святого равноапостольного Константина Великого, и это особенно заметно на доиконоборческих иконах, носил черты портретного сходства с римским императором. Их можно сопоставить с прижизненными скульптурными портретами правителя, которые, кстати, сохранились.

 

Из русской иконописи вспоминаются образы XV века — святых митрополитов московских Петра и Алексия письмá Дионисия и образ преподобного Кирилла Белозерского иконописца Дионисия Глушицкого. Они не только «портретны», но и облачены в современные им исторические костюмы.

 

ikony Trofimov

Апостол Петр, Икона VI век. Дерево, энкаустика. Монастырь святой Екатерины на Синае.

 

Руководитель творческих мастерских «Царьград» Дмитрий Трофимов

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 1144 раз Последнее изменение Понедельник, 07 Декабрь 2015 02:01

Купить