Среда, 07 Сентябрь 2016 14:35

    В чем смысл почитания святых в Православной Церкви? Избранное

    Автор 
    Федор Бронников «Мученик на арене цирка», 1869 г. Федор Бронников «Мученик на арене цирка», 1869 г.

    Первоначально почитание святых во многом было схоже с той честью, которую мы отдаем героям, павшим на войне.

    Никого ведь не удивляет, что им ставят памятники, слагают о них песни, пишут книги об их подвиге. Всем понятно, что так мы выражаем свою любовь и благодарность к тем, кто пожертвовал своей жизнью ради нашего Отечества. Но и о почитании святых можно сказать ровным счетом то же самое.

     

    Дело в том, что первыми почитаемыми святыми в истории Церкви оказались мученики за веру, пострадавшие во время гонений на христианство в Римской империи. Это были обыкновенные, законопослушные люди, не сделавшие ничего дурного. Вся их «вина» заключалась лишь в том, что они верили в единого Бога и отказывались признавать богами обитателей многочисленного римского пантеона (в число которых входил также император Рима). За этот отказ христиан бросали в тюрьмы и подвергали жесточайшим пыткам, которые должны были сломить их волю и заставить отказаться от своих убеждений. Когда палачи видели, что все их старания бесполезны, они убивали мучеников. Их истерзанные тела местные христиане тайно выкупали у стражи, хоронили, а на их гробницах совершали Литургию.

     

    Так Церковь чтила тех, кто предпочел мучительную смерть предательству своего Небесного Отечества. Этот обычай сохранился в Церкви и по сей день: при освящении каждого православного храма под престол обязательно закладывается частица мощей мученика за веру.

     

    В числе святых Церковь почитает не только мучеников, но также и преподобных (подвижников веры монашеского образа жизни), святителей (епископов, достигших святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов) и другие чины святых. Но смысл этого почитания всегда один и тот же: верность Небесному Отечеству, верность словам Христа, верность заповедям Евангелия, которые стали для святых главным содержанием и смыслом их жизни.

     

    Таким образом, почитание святых неразрывно связано с почитанием Бога, просиявшего в Своих верных служителях. Вот как пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «...Поклоняемся им, потому что Сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

     

    Если Вам понравился материал - поддержите нас!
    Оцените материал
    (0 голосов)
    Прочитано 779 раз Последнее изменение Среда, 07 Сентябрь 2016 14:38
    Александр Ткаченко

    Яркий и самобытный публицист, один из самых талантливых апологетов, обладающий редким даром объяснять  сложные вещи простым языком.

    Купить