Среда, 19 Апрель 2017 14:32

Чем может помочь глубинная психология, или О роли бессознательного в духовной жизни

Отчего в семье, в отношениях с друзьями, коллегами по работе случаются одни и те же недоразумения? Почему сегодня в Украине такой большой процент разводов? На эти вопросы в Светлый Вторник, 18 апреля, в галерее «Соборная» Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова ответил наместник Ахтырского Свято-Троицкого монастыря, переводчик бестселлера «Моя Жизнь со старцем Иосифом» и книги «Старец Иосиф Исихаст. Полное собрание творений» архимандрит Симеон (Гагатик).

В галерее «Соборная» отец Симеон представил перевод труда основателя пастырской психологии, профессора Афинского университета Иоанна Корнаракиса «Фантастический христианин». Рассказ об авторе и содержании книги, превратившийся в душеполезную беседу, он сопровождал примерами из своей жизни.

 

Иоанн Корнаракис, получив богословское образование, также изучал глубинную психологию — раздел психологии о бессознательном. Объединив полученные знания, он и создал предмет «пастырская психология», посвященный законам, по которым функционирует человеческая душа, и восстановлению правильного душевного состояния при их нарушении.

 

«Бессознательное играет очень большую роль в нашей жизни (и об этом всегда знали святые отцы)», — сказал отец Симеон. Память об этом помогает избежать многих ссор. Человек, считающий, что в его жизни всё контролируется его сознанием, почти всегда оправдывается тогда, когда нужно признать свою вину и попросить прощения. Например, если куда-то опоздал, с его точки зрения «виноваты» в этом обстоятельства, его усталость или кто-то другой, кто его «задержал». Из-за этой неспособности признать свою вину (адамова комплекса) и случаются конфликты.

 

Об адамовом комплексе

 

Впервые попробовал самооправдаться Адам. Согрешив в раю и поняв, что заложенный в нем образ Божий теперь отличается от первоначального состояния (увидев свою наготу), он постарался скрыть разницу (сделал опоясание) — то есть впервые проявил самомнение, — а в ответ на призыв Бога покаяться («Адам, где ты?» и далее) обвинил в грехе Еву и Самого Бога (Быт. 3:7-13).

 

По словам отца Симеона, в этом отрывке из книги Бытия «речь о каждом из нас».

 

«Адамов комплекс действует в нас ежедневно, из-за него мы постоянно ссоримся и не так любим друг друга, как по-настоящему должны были бы любить», — сказал архимандрит. Когда звучат оправдания, «не происходит исцеление ситуации, каждый из участников диалога чувствуют неудовлетворенность, и происходит маленькая утрата любви». «Но если человек просит прощения, любовь сразу же увеличивается», — сказал он.

 

«Адамов комплекс является очень серьезным препятствием в спасении и в нашем повседневном взаимодействии с людьми. Изживая его из себя, мы можем приходить к самопознанию, смирению, возрастанию в любви, и тогда мы становимся более честными и в отношениях с Богом», — сказал архимандрит.

 

О важности самопознания

 

Одними из первых в книге поданы слова старца Иосифа Исихаста: «Прежде всего познай самого себя, то есть узнай о самом себе, каков ты есть. Каков ты воистину, а не каков ты думаешь, что ты есть. С этим знанием становишься мудрее всех людей. С таким познанием себя и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа. Если же не приобретешь самопознания, а рассчитываешь только на свой труд, знай, что всегда будешь находиться вдали от пути».

 

При этом один из известных святоотеческих постулатов говорит о том, что, какие мы на самом деле, ведомо лишь Богу, и если бы человеку было открыто полное видение себя, он бы этого не выдержал. «Потому познавать себя необходимо, но нужно понимать, что мы можем увидеть лишь какую-то часть — часть, полезную для нас», — объяснил отец Симеон.

 

По его словам, самопознание помогает смирению, главный враг которого — самомнение. Из-за самомнения люди могут быть похожи на пациентов психбольниц. «У нас есть самомнение, мы можем выйти замуж или жениться, у супруга(и) тоже есть самомнение. И когда эти два самомнения будут общаться — это будет диалог "наполеона" и "клеопатры"», — сказал отец Симеон. Создавая семью, такие «наполеоны» и «клеопатры» взаимодействуют лишь масками, и очень больно, когда последние разбиваются.

 

После беседы. Слушатели у стола с книгами архимандрита Симеона.

 

«В оригинале книга называется "Κατα φαντασια χριστιανός". "Κατα" — предлог, который можно перевести словами "согласно", "по". То есть книга называется "Христианин согласно своей фантазии", или "Христианин по своему представлению, самомнению", — сказал отец Симеон. — Самомнение, ложное представление о самих себе, — один из самых важных врагов в нашей духовной жизни. Исходя из представлений глубинной психологии и из учений святых отцов, нам нужно знать, что у всех нас есть самомнение. Оно ложно и может быть удалено от истины в большей или меньшей степени. И наш духовный труд должен включать в себя уменьшение доли неправды в нашем самомнении. Решению именно этой задачи посвящена эта книга».

 

Чтобы лучше познать себя, узнать о своих недостатках, можно спросить о них у того, с кем вместе живешь, потому что его мнение о тебе ближе к истине, чем твое самомнение. Потому нужно воспитывать в себе желание обличения.

 

Вообще же самопознание — большой труд, и для него, собственно, нам дана жизнь. «Нужно этого желать, тогда Бог будет посылать ситуации, конечно, такие, какие может понести человек», — сказал архимандрит Симеон.

 

***


После презентации книги отец Симеон ответил на вопросы слушателей. Приведем ещё несколько его тезисов.

 

Обличение, предполагающее стресс для ближнего, не может быть бесконечно. Не известно, сколько раз человек будет соглашаться с тем, чтобы его обличали, и исправляться. «Я думаю, что подавляющее большинство семейных пар не останавливается при желании друг друга обличать. И какое-то время это действует. Но потом силы заканчиваются... Один раз я пережил этот стресс, в другой, в третий раз уже не хочу, у меня сил нет», — сказал он. Потому в Украине и такое количество разводов. «Я считаю, что такое обличение возможно только тогда, когда человек готов, желает его услышать, если есть соответствующий уровень доверия, взаимоотношений, любви», — продолжил священник.

 

Эгоизм — любовь к фантастическому себе, настоящая любовь к себе — когда почитаем в самих себе образ Божий.

 

Воспитывая детей нельзя привести их к духовности, минуя душевность. Неправильно, «когда человек придумывает себе некий образ христианства и пытается осуществлять свои фантастические замыслы, не учитывая потребности души своего ребенка». «Апостол Павел прямо говорит, что сначала душевное, потом духовное (1 Кор. 15:46)», — сказал отец Симеон.

 

 

***
По словам архимандрита Симеона (Гагатика), «Фантастический христианин» — лишь первая книга из целой серии «Глубинная психология + Аскетика». «Работа над переводами трудов профессора Корнаракиса продолжается. В последующих книгах будет подробно раскрыто, что Корнаракис считает здоровым состоянием человека — это состояние мытаря, который... ни с кем себя не сравнивает, а просто просит милости у Бога, который может исцелить его», — сказал переводчик. Следующая книга выйдет через год.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 195 раз

Купить