Четверг, 08 Март 2018 09:58

Что такое апостольская преемственность?

Что такое апостольская преемственность? gallery-afon.org

Что такое апостольская преемственность и почему она так важна? 8 марта Церковь вспоминает священномученика Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова. На вопрос «ФОМЕ в Украине» ответил преподаватель «Сектоведения» и «Катехизиса» в Киевских духовных школах профессор Виктор Чернышов.

– Апостольская преемственность — важнейшая составная часть самого понятия Церкви. Потому что Церковь — это совокупность верных людей, соединенных верой в Иисуса Христа, законом Божьим, священноначалием и Таинствами. Из чего мы исходим? Из того, что Господь сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). В этих словах Самого Спасителя Церковь исторически видела важнейшие слагаемые.


Преемственность — это Путь, которым Церковь дошла до наших дней в лице своего епископата.


Явившись после Своего воскресения 12-ти ученикам в Сионской горнице, Господь дунул и сказал: «Примите Духа Святаго» (Ин. 20:22). Если бы Христос совершил это дуновение, когда Его теснили толпы людей, то сектанты, признающие принцип всеобщего священства и отвергающие апостольское преемство, были бы правы. Но Христос совершил это дуновение только наедине с Двенадцатью. И в этом Его действии Церковь всегда видела апостольское преемство, которое дошло до наших дней в лице епископата канонической Церкви.


Второе сказанное Господом слово — «истина». Истина — это большой-большой задел всего, что Церковь собрала за своё 2000-летнее существование: канон Священного Писания, Священное Предание, решения Соборов, история самой Церкви, акты мучеников, гимнография, иконография, храмовая архитектура... То есть это огромный пласт, подобного которому в сектантстве и даже в ортодоксальном протестантизме, конечно, просто не существует.


И третье — Жизнь — это семь Таинств, посредством которых Церковь совершает свою спасительную миссию на земле.


Эти три начала — Путь, Истина и Жизнь — «завязаны» в очень тесный узел. Они взаимосвязаны настолько, что отсутствие одного препятствует реальному осуществлению других.


Сектанты говорят: «Христос сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Значит, достаточно собраться вместе верующим — и это будет Церковь». Ни в коем случае! Каноническая, Святая Соборная Апостольская Церковь состоит из четырех слагаемых: совокупность верных, соединенных верой (вера, по слову апостола Павла, — «осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом как бы в видимом», Евр. 11:1), законом Божьим (десять заповедей), священноначалием (апостольское преемство) и Таинствами. При наличии этих четырех важнейших условий и существует спасительная благодатная Церковь.

 

***
В экклесиологии (учение о Церкви) существует замечательное сравнение. Всё человечество — это «мука» (если посмотреть на муку сквозь увеличительное стекло, мы увидим маленькие кристаллики). Пока она не просвещена Словом Божьим, эта «мука» — просто племена и народы, которые пребывают в языческом заблуждении. Чтобы они были просвещены, нужна «вода». Когда муку смешивают с водой, получается тесто, то есть вода — первый ингредиент, необходимый для того, чтобы получился хлеб (а в самой Библии Слово Божье уподоблено воде). Но тесто ещё не хлеб, то есть просвещенные Словом Божьим народы — это всё, что можно, связанное с христианством, но это ещё не Церковь.


Чтобы выпечь сырое тесто, нужен огонь. И вот в день рождения Церкви (когда в праздник Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени; Деян. 2) это «сырое тесто» стало хлебом. То есть огненные языки Святого Духа превратили его в евхаристический хлеб — хлеб, который Господь преломил на Тайной вечере, сказав: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11:24).


Это величайшая тайна в онтологическом измерении. Что такое Церковь? Это Тело Христово. То есть евхаристический хлеб, который преломляется, и есть по сути Церковь.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 523 раз