Четверг, 19 Апрель 2018 11:04

Действительно ли страдал на Кресте Иисус Христос?

Действительно ли страдал на Кресте Иисус Христос? pravlife.org

19 апреля Церковь празднует память святителя Евтихия Константинопольского. Этот святой пострадал за борьбу с еретиками, учившими, что Иисус Христос не испытывал на Кресте страданий, поскольку Его тело было нетленным (автортодокетизм). Почему для Церкви было так важно бороться с этой ересью? Есть ли связь между этой борьбой и учением Церкви о почитании нетленных мощей святых? На вопросы сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

– В эпоху Вселенских Соборов сформировалась богословская мысль, ставшая прочным фундаментом христианского учения для всей Церкви в целом. Поскольку основным источником для формулирования таких знаний было Священное Писание и Предание Церкви, искажение первоначального апостольского учения посредством всевозможных ересей было еще одной важной причиной особенного прочтения и осмысления Божественного Откровения святыми отцами каждой конкретной исторической эпохи.

 

Одним из таких ложных учений была христологическая ересь автортодокетов (нетленномнителей). Они учили, что тело Иисуса Христа было нетленным и не испытывало страданий. По сути, эта ересь произошла от более ранней ереси докетов, считавших, что человеческая природа Христа была кажущейся и всё, что связано с её проявлением, — страдания и смерть — были также ненастоящими.

 

Ересиархам казалось, что таким образом они возвеличивали достоинство Христа, Которому, по Его Божеству, было нехарактерно и неприлично претерпевать страдания и боль. Но на самом деле, с точки зрения цели Боговоплощения и вообще спасения человечества, они как раз очень сильно унижали, с одной стороны, человека, с другой — Богочеловека Христа, Который не раз (как читаем в Священном Писании) говорил о Своих предстоящих страданиях.

 

В. Боровиковский «Распятие», 1824 г. 

 

Такое учение отрицает Божественную любовь, которая даже биологически готова была разделить всю боль и скорбь страдающего человечества. Ведь благодаря реальной, а не кажущейся человеческой природе Бог стал одним из нас, неся в Себе все последствия грехопадения (болезнь и смерть).

 

Именно реальная плоть Христа стала причиной реального освящения и исцеления человеческой природы. Если бы плоть Христа была только кажущейся, то Он так и остался бы далёким от действительного сопереживания страдающему человеку с его плотью и немощами. А так, христианин как член Богочеловеческого организма (Церкви) имеет уникальную возможность во всём подражать Христу и во всех жизненных ситуациях получать от Него помощь, пройти весь путь, которым прошел Христос вплоть до Своего Вознесения, когда Он вместе с навсегда соединенной с Его Божеством Воскресшей плотью на галазах учеников поднялся на Небо (Деян. 1:9).

 

Реальное Воплощение Христа с Его страданием и смертью — это крайнее проявление Любви трансцедентного Бога к человеку. В таком случае никто уже не имеет права сказать, что Бог где-то очень далеко и не разделяет с нами нашу боль. Бог явился во плоти, чтобы исцелить человеческую природу и даровать ей через Воскресение Своей плоти нетление и Вечную жизнь. Именно поэтому такое ложное учение, как автортодокетизм, очень сильно обедняет и даже лишает смысла премудрый замысел спасения Богом человека, считая его осуществленным как бы наполовину и, по сути, кажущимся.

 

Тело Христа было тленным, но в Нем не было истления и разложения. Оно должно было умереть, но только для того, чтобы даровать человечеству через свою смерть и Воскресение победу над смертью и тлением. Причастниками этого дара стали святые, чьи останки остались нетленными после окончания земной жизни. Поклоняясь нетленным мощам угодника, мы проявлением почитание личности человека, которая не мыслится без его души и временно оставленного тела (в будущем, после Всеобщего Воскресения, тело воскреснет и соединится со своей душой). Это подобно тому, как мы не можем мыслить Иисуса Христа без того, что Он истинный Бог и истинный (а не кажущийся) Человек.

 

В конечном итоге, такое ложное учение противоречит самым главным догматам и основоположным истинам Православной Церкви — о Боговоплощении, Крестных страданиях, Воскресении и Вознесении Христовом, Крестной Жертве — и отвергает основополагающее Таинство Церкви — Святую Евхаристию, в которой человек причащается реальных, а не призрачных Тела и Крови Воскресшего Христа.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 290 раз

Купить