Пятница, 20 Апрель 2018 09:58

Известный греческий богослов разъяснил киевской молодежи, в чем смысл жизни

Встреча молодежи с известным богословом из Греции митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем состоялась 19 апреля в Свято-Троицком Ионинском монастыре в Киеве. Беседа прошла в рамках «ионинской» молодежки и собрала множество слушателей.

Владыка Николай ответил на ряд вопросов. В том числе, гость рассказал о цели жизни христианина, о том, мешает ли семья спасению, противоречит ли вера науке и пр. В качестве примеров архиерей приводил и случаи из жизни преподобного Паисия Святогорца, рядом с которым в 1971 г. жил (и потому мог каждый день с ним общаться) около шести месяцев во время своей учебы в Салониках.

 

О СВЯТОСТИ


На вопрос о том, что он чувствовал в присутствии преподобного Паисия, владыка Николай ответил: «Я чувствовал, что этот человек очень сильный и очень мудрый. И эта сила была силой его молитвы, поэтому я понимал, что данную силу он получает от самого Бога. Проживая рядом с ним, я каждый день замечал что-то новое, необычное, то, что никогда не читал в книгах».


Данный феномен архиерей называет словом «инаковость». В Новом Завете оно встречается всего три раза — в описании Преображения Господня, явления Воскресшего Христа двум путникам по дороге в г. Эммаус и сошествия Святого Духа на апостолов. «То, что я чувствовал, находясь рядом с преподобным Паисием, и что чувствует любой человек рядом с живущим благодатью Господней, — это то чувство, которое испытывали апостолы в момент схождения на них Святого Духа», — продолжил владыка. В Священном Писании говорится, что у апостолов произошла внутренняя перемена, которая вызвала особые прекрасные чувства.

 

«Важно не то, что мы видим и чувствуем при встрече со святым, а то, что является целью нашей жизни в Церкви, — переживание внутреннего прекрасного изменения. Наша цель — не восхищение святыми, но вдохновение нашей жизни от желания стать святыми», — сказал иерарх Элладской Церкви. 

 

Также владыка призвал не стараться подражать святым, но читать об их подвигах ради собственного смирения. Так его учил преподобный Паисий.

 

Говоря о любви, святой Паисий учил: «Когда любишь и уважаешь природу, даже чудовища будут любить и уважать тебя... Если в мире, в котором ты живешь, ты отдаешь всего себя для любви, то получишь от этого мира любовь». Его святость проявлялась и в общении с животными. «Он разговаривал со змеями, и они его слушались, — поделился митрополит Николай. — Однажды к старцу пришли два профессора богословия. Когда они сидели, вдруг приползла большая змея. Гости сильно испугались и отошли в сторону. Святой Паисий сказал им: "Не бойтесь, она пришла поздороваться с вами". Змея подползла к старцу, приподнялась и открыла рот. И он капнул ей несколько капель молока из банки, что была у него в руках. После сказал змее: "Молодец, а теперь поздоровайся и с профессорами". Животное исполнило его просьбу, и он сказал: "Молодец, теперь можешь идти по благословению Божьему"».

 

«Желаю, чтобы мы вошли в общение со святыми, то есть с людьми, возле которых по-настоящему исповедуешь, что Господь жив. Находясь рядом со святым человеком, не говоришь, какой он удивительный, а прославляешь имя Божие», — поделился греческий архиерей.

 

О ЦЕЛИ ЖИЗНИ

 

«Цель жизни человека — освящение. Мы созданы по образу Божию, и в нас заложена с внутренний силой для того, чтобы уподобиться Ему. Через страсти Господни нам открывается возможность общения с Ним... Апостол Павел говорит, что мы должны всячески сподвигать себя к миру, любви и святости, так как без этих трех вещей никто не может видеть Бога. Поэтому наша задача — увидеть Бога, чтобы наша жизнь могла возвыситься, чтобы открылось наше сердце и наше естество было готово встретиться и соединиться со Спасителем в нашей жизни».

 

О ДУХОВНЫХ ПОДВИГАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


«Нет ничего более прекрасного и актуального, чем сегодня, в эпоху атеизма и кощунства, быть человеком веры и Церкви», — сказал владыка Николай. Как учил святой Паисий, банк, который дает самый большой процент возврата, — это Церковь: «ставишь на счет немного поста и молитвы, а в ответ получаешь намного больше благодати». «Для этого достаточно, чтобы на чеке, который мы передаем, было хоть немного капель смирения», — сказал митрополит.


По словам владыки Николая, современный человек не имеет ни телесных, ни психических возможностей, чтобы совершать аскетические подвиги. Но «наша задача — не аскеза, а святость». «Например, святой Григорий Богослов говорил, что брак — отец святости, то есть жизнь в мире, браке, может дать возможность человеку стать святым. Хорошо было бы, чтобы каждый из нас шел тем путем, который, как он чувствует, ему открыл Бог, и сравнивал этот путь с примерами современных святых. Но не для того, чтобы подражать им, а чтобы смиряться. Потому что смирение является путем освящения и спасения, а не сама аскеза, подвиг», — сказал он.

 

О СКОРБЯХ И ИСПЫТАНИЯХ

 

На вопрос о том, является ли счастливая жизнь без бед и скорбей признаком того, что человека оставил Бог, владыка Николай ответил: «Я бы хотел пожелать вам, чтобы вы чувствовали себя счастливыми и прославляли Бога даже тогда, когда есть скорби. Апостол Иаков пишет: "Будьте счастливы, если впадаете в различные искушения" (смотр. Иак. 1:2)». Он напомнил, что Господь никогда не дает испытаний сверх меры. «Бог вместе с искушениями дает и возможность и силы преодолеть их. Поэтому будем в наших молитвах просить Бога, чтобы Он не послал искушения сверх наших сил. И если искушения и скорби придут в нашу жизнь, их нужно преодолеть с верой и уверенностью, что они являются средствами, которыми мы будем спасены в Господе», — сказал греческий митрополит. 

 

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ

 

Говоря о воспитании детей, он отметил, что сегодня многие жалуются на своих детей, и напомнил слова Спасителя: «Если вы не поменяетесь и не станете подобны детям, то не войдете в Царство небесное» (смотр. Мф. 18:3). «Это значит, что нашими лучшими учителями и примером для подражания являются наши дети. Потому что когда мы считаем, что мы думаем, что должны из них сделать то, что мы хотим, то скорее всего мы испортим своих детей. Но если со смирением увидим то сокровище, которые они в себе скрывают, то можем сами стать их учениками», — пояснил владыка Николай.

 

По его словам, святой Паисий считал признаком настоящей любви (между парнем и девушкой, родителями и детьми) наличие смирения и уважения. «Девочки и мальчики, которые знакомятся между собой, говорят: "Батюшка, он/она меня любит". Данная любовь — проявление чувств. Но в течение жизни нам нужно будет посмотреть, уважает ли нас этот человек, то есть являемся ли мы для него чем-то священным. Очень часто под любовью мы понимаем принадлежность к нас, любим кого-то, потому что нас это устраивает, но никогда не задумываемся, что любовь — это когда мы отдаем себя», — сказал архиерей и добавил: «Святой Паисий говорил, что подобного рода любовь, которая превращается из простых посылов помощи в настоящую молитву, может творить чудеса. Потому он часто обращался к словам святителя Иоанна Златоуста о том, что нужно чаще говорить с Богом о детях, нежели с детьми о Боге».

 

БЛИЖНИЕ — ВРАГИ ИЛИ СРЕДСТВО КО СПАСЕНИЮ?


Владыка Николай также пояснил, что слова Спасителя «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» не значат, что примером для подражания в любви к другим является наша любовь к себе. «Это означает, что ты должен как бы "вытянуть" себя из собственного существа и поставить внутрь своего существа личность ближнего. Но это очень не легко сделать, это является целью нашей духовной жизни».

 

По его словам, каждый человек, который находится рядом (родственник, коллега по работе и т.д.), может дать возможность через него отдать любовь самому Христу. «Мы зачастую жалуемся на своих ближних, что превращает их в наших врагов. Но каждый человек является для нас, во-первых, ближним, во-вторых — братом, в-третьих — братом Господним, и в-четвертых — видимым присутствием Господа в нашей жизни. Особенно те, кто своим поведением усложняют нашу жизнь, кто утомляет нас, думает не так, как мы. Потому что сожительство с ними дает нам возможность проявить особые добродетели — прощение, принятие, терпение и долготерпение. Это самые тяжелые добродетели, потому что на них строится любовь, а на ней основывается наше освящение».

 

О БИОМЕТРИЧЕСКИХ ПАСПОРТАХ

 

На вопрос о том, как он относиться к биометрическим паспортам, владыка Николай напомнил слова Спасителя «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» и посоветовал «просто довериться Церкви и Божественному просвещению и зависимо от этих двух факторов принимать решение».

 

О ВЕРЕ И НАУКЕ

 

По словам митрополита Николая, наука и вера никогда не противоречили друг другу. «Просто некоторые ученые используют и толкуют научные знания в атеистическом русле», — сказал он. При этом «нет ни одного ученого, который бы верил, но из-за того, что углубился в науку, перестал верить» «Наука — прекрасная вещь, дающая возможность познания окружающего мира, потому что Ветхий завет говорит, что Бог дал людям науку, чтобы Он был через неё прославлен. Потому и апостол Павел говорит, что через видимое нужно увидеть то, что недоступно человеческому глазу. Просто некоторые мнения атеистов сумели убедить мир в том, что наука сама по себе является атеистической», — сказал архиерей.

 

О ЕДИНСТВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ

 

На вопрос о том, нужно ли православным разных стран объединяться для отстаивания своих ценностей, владыка Николай ответил: «Я какое-то время был членом одной из Синодальных комиссий Элладской Православной Церкви, которая отвечала за межправославные и межхристианские связи. Могу искренно сказать, что я понял: намного легче было проявить любовь между иными церквями, чем между нами, православными...»

 

«Мы, в Элладской Православной Церкви, не можем найти общий язык с Константинопольским Патриархатом. Славянские страны между собой тоже не в очень хороших отношениях. В Украине есть раскол... Не знаю, кто виноват, кто нет, но могу сказать, что мы не являемся православными христианами. Поэтому прошу каждого из вас, чтобы вы по возможности молились о том, чтобы мы все стали едиными. Как было бы хорошо, если бы мы все были объединены, не смотря на то, что разговариваем разными языками, имеем разные традиции и менталитет. Есть люди, которые стремятся к достижению этого единства. Мы говорим в Греции: 10 греков — 11 мнений. Можно в продолжение сказать: 10 православных — 15 мнений. Время пришло всем покаяться», — сказал митрополит Николай.

 

***

В конце мероприятия желающие могли приобрести украинский перевод книги владыки Николая «Афон — самая высокая точка Земли» и взять у него автограф. Труд богослова впервые перевел на украинский директор благотворительного фонда «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» Андрей Ус.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 429 раз

Купить