Четверг, 18 Октябрь 2018 14:25

Как отличить святого прозорливца от лжепророка?

18 октября Церковь вспоминает преподобного Иеремию Печерского, прозорливого. Чем отличаются святые прозорливцы от различных гадалок, предсказателей? На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель КДАиС архимандрит Феодосий (Марченко).

– Если посмотреть на жизнь и подвиги преподобного Иеремии Прозорливого и других святых мужей и жен, которые также обладали даром прозорливости, то становится очевидным, что источник этого дара — Сам Бог. Святые, постепенно очистив своё сердце от всего плохого, стали способны воспринять его без ущерба для спасения своей души и, самое главное, — для спасения тех людей, которые нуждались в этом даре.


Так, благодаря прозорливости преподобный Иеремия помог многим монахам Печерского монастыря победить искушение покинуть обитель.


Итак, первый признак, по которому мы можем распознать истинного прозорливца, — это Источник дара прозорливости, Сам Бог.


Второй признак — глубокое смирение человека и даже искреннее желание скрыть дар, которым его наделил Господь. Носитель такого дарования не гордый и не тщеславный, а скромный и простой. Он никогда не скажет, что обладает этим даром, а свои необычные способности приписывает одному лишь Богу. Он не делает себе рекламу. Встреча же праведника и нуждающегося в его даре человека произойдет благодаря Промыслу Божиему.


Поэтому третьим важным признаком является польза, которую получает нуждающийся человек. И проявляется это прежде всего в покаянии (с греч. изменение ума, образа мыслей), изменении жизни того человека, который удостоился получить помощь от прозорливца. Оказавший же помощь считает себя не совершившим ничего особенного, а только то, что было поручено ему Самим Богом.


Прозорливец от Бога всегда вселит в нуждающегося человека истинную надежду и никогда, используя свой дар, не будет потворствовать проявлению человеческих страстей и грехов.


Прозорливость, если она есть у человека, всегда нужно сверять с тем, что написано в Священном Писании, и с аскетическим опытом Церкви. Например, Господь, не единожды открывавший Свою волю через пророков и праведников, предупреждал о тех, кто может вводить людей в обман: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:10-12). Потому что общение с такими людьми уводило евреев от познания Истинного Бога.


Румынский старец Клеопа (Илие) в своей книге «О снах и видениях» подробно описывает признаки и причины того, почему люди сходят на опаснейший путь самообольщения и обмана других и становятся предсказателями, гадалками, колдунами или экстрасенсами.


Ссылаясь на святоотеческие творения, он выделяет несколько таких причин: гордость; тщеславие; слабый и неискушенный ум, который легко подвергается бесовскому воздействию; безумное и безрассудное желание обладать даром прозорливости, которое может сопровождаться даже суровыми подвигами и строгой аскетической жизнью; непослушание и строптивость; неисповедание помыслов духовным отцам; незнание Божественных Писаний.


При этом «прозорливцев» и людей, желающих получить от них помощь, можно разделить на две группы: церковные люди и те, кто вообще никакого отношения к Церкви не имеют. «Чудотворцы» первого типа особенно опасны, потому что, претендуя на некую духовность, действуют как будто бы от лица Церкви. Под влияние таких «старцев» или младостарцев, мнящих себя прозорливцами или желающих ими стать, могут попасть даже церковные люди.


Не менее опасно для человека оказаться под влиянием неких чародеев и гадалок, ведьм (как часто они себя именуют).

 

И даже если он обратился к явным шарлатанам, фокусникам, самим желанием нарушить Божий запрет он уводит себя из-под покрова Божественной благодати. 


С духовной точки зрения, обращаясь к таким лжепрозорливцам, люди вверяют свою жизнь, жизни близких им людей и своих потомков, духовно больным людям. В свое время митрополит Сурожский Антоний однажды понял, что видит мысли других людей. И он помолился Богу, сказав примерно такие слова: «Господи, если этот дар не от Тебя, забери его у меня». На следующий день дара не стало.


Если бы и в наше время многие прельщенные из тех, кто «чудотворят» и кто обращаются к «чудотворцам», поступили бы по его примеру, то остались бы только те, кому Сам Господь доверил Свой дар благодати Святого Духа. Для спасения человеческих душ и благодатной жизни в Церкви.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 877 раз

Купить