Пятница, 08 Февраль 2019 10:00

Когда богатство мешает спасению?

Когда богатство может мешать спасению? 8 февраля — день памяти святой семьи — преподобных Ксенофонта, Марии и их сыновей Аркадия и Иоанна (V век), которые были знатными константинопольскими гражданами. На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель КДАиС архимандрит Дамаскин (Лебедь):

– Ещё в Ветхом Завете было замечено, что как богатство, так и бедность имеют свои крайности. И поэтому премудрый писатель в книге Притч так молитвенно обращался к Создателю: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Притч. 30:7-8).


С бедностью связано отчаяние, ропот, оставление надежды на Бога, иногда даже воровство. Но в чем же опасность богатства, ведь у человека, можно сказать, всё есть? Здесь нужно отметить два аспекта. Дело в том, что на самом деле заработать богатство очень тяжело. И как часто бывает, чтобы его заполучить, люди очень начинают кривить душой, идти в разрез со своей совестью, решаются на разные тёмные дела, лукавят и обманывают. Со временем человек, зарабатывающий богатство неправедными способами, действительно начинает его заполучать, но вместе с этим он и укореняется в своих греховных действиях. Греховный образ поведения, с помощью которого так заполучено богатство, накрепко входит в жизнь человека. И такой человек просто духовно слепнет и погибает.


Второй аспект мы находим в Евангелии, в эпизоде разговора Спасителя с богатым юношей: «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:23-24). Здесь Спаситель осуждает не само богатство, а упование на него, делание из него кумира. И действительно, человек, полагающий всю свою надежду на тленные блага, золото, деньги, уподобляется идолопоклоннику: ему не нужен Бог, он всё может решить с помощью кошелька. И здесь тоже человек теряет духовное зрение и гибнет, погружаясь в горы своего богатства. Именно к таким людям Господь обращается в Откровении: «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:17-18).


Вот именно так богатство мешает спасению. Не мешает оно, когда имеющий богач отсечёт пристрастие к нему. Поэтому поводу святитель Феофан Затворник так пишет: «Коль скоро многоимеющий отсечёт всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нём существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо даёт способ благотворить». Именно таким образом жили преподобные Ксенофонт, Мария и их сыновья Аркадий и Иоанн и достигли Небесных Обителей, оставив всем пример для подражания.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 103 раз