Четверг, 09 Ноябрь 2017 13:57

Митрополит Антоний: История преподобного Нестора — история борьбы человека с дьяволом

9 ноября православные христиане отмечают день памяти преподобного Нестора Летописца, мощи которого покоятся в Ближних (Антониевых) пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры. О покровителе Киевских духовных школ, о вкладе преподобного в науку и о примере христианского смирения рассказал Управляющий делами УПЦ, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, сообщает Центр информации УПЦ.

Как известно, святой Нестор Летописец вошел в мировую историю как автор «Повести временных лет», которую монах писал в стенах Киево-Печерского монастыря более девяти столетий тому назад.

 

«Большинство исторических сводов в Европе в те времена писали именно монахи. После крещения Киевская Русь приняла эти культурные и научные тенденции, монастыри являлись центром собрания и переписывания книг, а также центрами развития науки и образования. В монастыри приходили образованные люди, поэтому закономерно, что именно в монастыре подвижник благочестия и монах писал об истории Киевской Руси», — рассказал владыка Антоний.

 

Он отметил, что по немногочисленным фактам из биографии преподобного известно о великом монашеском усердии и послушании Нестора Летописца.

 

«Детали биографии преподобного Нестора малоизвестны, и те достоверные сведения, которые у нас есть, мы черпаем из его же собственных трудов. Мы знаем, что в монастырь он пришел при преподобном Стефане, приемнике преподобного Феодосия, и преподобный Стефан был игуменом Печерского монастыря четыре года — с 1074 по 1078 гг., — рассказал архиерей. — За этот период преподобный Нестор пришел в монашество, принял постриг и был рукоположен в диаконы. В древних монастырях пришедший в монастырь проходит длительный искус. Только в исключительных случаях постригали в раннем периоде того послушника, который проявлял особое усердие в духовном подвиге. Поэтому мы можем говорить о том, что преподобный Нестор, который пришел в монастырь уже взрослым, сформированным человеком, был усердным монахом».

 

Митрополит также отметил глубину трудов Нестора Летописца, за что он еще при жизни имел авторитет у братии.

 

«Преподобный Нестор был лучшим книжником Киево-Печерского монастыря того времени, и написание книг — Богом данный ему талант. Он был авторитетным писателем, и писал о том, что пережил сам, а в "Повести" есть уже своя историософия. Из трудов самого Нестора мы знаем, что он был участником обретения мощей преподобного Феодосия. Также из Киево-Печерского патерика нам известно повествование о затворнике Никите, который впал в искушение, и 13 монахов пришли к нему в келию, чтобы помолиться для изгнания из него беса. Среди этих 13-ти монахов был и преподобный Нестор, что свидетельствует о том, что он имел авторитет духовного наставника среди братии», — сказал ректор Киевских духовных школ.

 

По его словам, при всей авторитетности Нестора Летописца, история сохранила лишь скудные факты о его жизни. Такая скрытность преподобного является проявлением его великого смирения. «Преподобный Нестор сохранил для нашего Отечества и для нашей Церкви удивительную историческую канву, при этом о себе говорил очень мало. Мы не знаем ни год, ни место его рождения, доподлинно неизвестно, когда он отошел в вечность. Это говорит о том, что преподобный исповедовал христианский принцип: смирение всегда пытается скрыться, — сказал владыка Антоний. — В Евангелии есть удивительное повествование о том, что когда Господь исцеляет, Он повелевает исцеленному никому об этом не говорить. Монахи, и Нестор в том числе, восприняли этот принцип христианской жизни. Преподобный говорит о себе только тогда, когда нужно сказать об истории — как свидетель того или иного события».

 

Летописная история святого Нестора — это глубокий анализ взаимоотношений человека с Богом, объяснил он. Анализируя эту историю, мы можем увидеть в ней корни и сегодняшних наших бед.

 

«Преподобный Нестор обогатил всю православную биографию, а его история — это история борьбы человека с дьяволом. Основным принципом изложения исторических событий в "Повести временных лет" является проведение Божие — когда все, что происходит с нами, оценивается с точки зрения промысла Божьего для спасения человека и реакции человека на волю Божию, — сказал митрополит. — И как только человек отходит от исполнения воли Божьей, так сразу и начинаются неприятности, как в жизни самого человека, так и в жизни целого государства. И беды, и войны — это как раз следствие того, что человек отходит от Бога. А страдания, которые мы переносим в этой жизни – это путь преодоления греховности человека. И наша история показывает, что этот принцип отражается в разных эпохах человечества: Наши беды начинаются тогда, когда мы отказываемся от Бога».

 

Также владыка Антоний отметил, что преподобный Нестор является покровителем всех пишущих людей и историков, «которые должны стремиться по примеру святого объединять в своих трудах науку с истинно христианскими духовными принципами».

 

«Мощи преподобного Нестора очень рано стали почитаться как мощи подвижника благочестия. В ХVI веке преподобный Нестор включается в Киевский патерик, а уже в ХVIII веке его имя есть в службах Киево-Печерским святым. В то же время, мы оцениваем сегодня Нестора Летописца как историка и представителя науки. Но он не был кабинетным ученым, он был подвижником веры и истинным монахом. Поэтому в его лице мы имеем личность, которая сумела объединить труды аскета с трудами ученого, и в этом как раз и заключается уникальность личности преподобного Нестора. И задача каждого, кто идет этим путем, соединить в себе подлинно христианские качества с научными исследованиями», — рассказал митрополит Антоний.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 74 раз

Купить