Среда, 11 Октябрь 2017 15:20

Предстоятель УПЦ: Монашество — путь блаженств (+ВИДЕО)

Монашество является путем блаженств, и блажен человек, который избирает себе этот путь. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и все Украины в проповеди в день всех преподобных Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, 11 октября, во время Литургии в Успенском соборе.

«Сегодня праздник в честь преподобного Антония, основателя святой обители, и всех преподобных отцов, которые почивают в Ближних пещерах. Это наши молитвенники и заступники перед Богом, которым мы должны по мере своих сил подражать», — сказал Его Блаженство.


«Что такое монашество? На этот вопрос есть много ответов. Одни говорят, что это постоянная молитва, другие — разумный, умеренный пост, но пост на всю жизнь, третьи — это служение Богу и ближним, иные — проведение жизни в нестяжании... У одного оптинского отца спросили: "Что такое монашество?" Он сказал: "Монашество — это блаженство"», — рассказал Предстоятель.

 

«Почему блаженство? Ведь монах ограничивает себя, ставит себя в узкие рамки. Мы живем "широким стилем", но не испытываем чувства блаженства. Как может быть блаженным монах?» — сказал он.

 

Придя в монастырь, человек предается послушанию, делает всё не по своей воле, а что ему говорит чиноначалие, напомнил Блаженнейший Митрополит Онуфрий. «Постом, молитвой, поклонами он начинает бороться с ветхим человеком, который находится в каждом из нас. Вследствие этой борьбы не через день и не через год у человека появляется сознание того, кто он есть и Кто такой Господь. Он по опыту узнает, что он (как и всякий человек) без Бога ничто, что человек велик, красив и благороден лишь тогда, когда это величие, красота и благородство даны благодатью Божьей», — сказал Предстоятель.

 

По его словам, сознание своего ничтожества и полной зависимости от Бога называется сознанием нищеты духовной. «А Господь говорил: "Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное", — то есть человек, который приходит в сознание своей духовной нищеты, — оказывается, не несчастный, а блаженный».

 

Следующая ступень — когда монах начинает плакать о том, что своими грехами он оскорбляет Бога, Его милосердие, которое не достойно оскорбления, «потому что Господь есть любовь и Он делает только добро, а за добро нельзя никого оскорблять, тем более своего Творца». «Когда человек начинает плакать о своих грехах, мы говорим. Что он несчастный, а он нас самом деле блаженный, потому что господь сказал: "Блаженны плачущии, яко они утешатся"», — объяснил Первосвятитель.

 

Когда человек достиг кротости — ни к кому не питает ненависть, злобу, недоброжелательность, а всех уважает как носителей образа Божьего и считает, что его спасение зависит не столько от его молитв, сколько от молитв ближних — кротость не является чем-то удручающим. Она — также носительница блаженства, потому что блаженны кротции, ибо они наследят землю, землю вечного спасения.

 

«Если монах достиг такой меры, что хочет полностью предать себя воле Божьей, ишет (алчет и жаждет) правды Божьей, то это человек ещё более блажен, потому что Господь говорит: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Если монах достиг милосердия, проявляет жалость даже к своим врагам, никому ни за что никогда не мстит, то он ещё более блажен, так как сказано: "Блаженны милостивии, ибо они помилованы будут". Если монах уже достиг чистоты сердца, когда в душе утихли все страсти, пороки, нечистые желания, он тоже блажен, потому что господь сказал: "Блаженны чисти сердцем, ибо они Бога узрят"», — сказал Предстоятель.

 

Монахи достигают следующей степени, когда полностью примиряются с Богом и наполняются божественной благодатью, которая являются благодатью мира. По словам Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, когда человек наполняется миром, он становится миротворцем — носителем мира, «и те, кто его видит и кто с ним общается, и даже те, кто не видит, пользуются этим миром, который излучается из него».

 

Ещё более высокая степень — когда монах переносит всякие неправды, клевету, не оскорбляясь, не восставая против этого, а предавая всё воле Божьей. Он знает, что раз Бог попустил, значит надо терпеть, и что надо за всё благодарить Бога.

 

«Самая высокая степень совершенства для монаха — когда он терпит гонения, преследования ради Господа, за то, что он — последователь, служитель Христа, посвятивший свою жизнь Богу. И в этом случае он не несчастен, он блажен, потому что Господь и таких людей назвал блаженными», — продолжил Предстоятель.

 

«Так что монашество является путем блаженств. И блажен тот человек, который избирает себе этот путь. Внешне этот путь кажется жестоким, суровым, тесным, но на самом деле в той малой плоскости, в котором человек живет, есть много сладкого, блаженного и вожделенного от Бога, Который услаждает душу человека. Иначе человек не мог бы жить. Иначе не смогли бы жить преподобные Печерские затворники, которые годами жили в маленьких пещерах, во тьме и тесноте. Но они нашли там для себя то, что мы не можем найти в миру. С ними был Бог, он наполнял их Своей благодатью, силой и утешал их. И затворники не хотели ничего другого», — сказал Первосвятитель.

 

«Поэтому, дорогие братья и сестры, иноки, память которых мы сегодня совершаем, являются для нас тем примером, которому каждый из нас по мере сил должен подражать... Один в один мы не можем стать как они. Но в чем-то можем подражать — хотя бы в терпении того, что Бог нам посылает — без ропота, нареканий на Бога: "За что ты мне такое послал? Что я такого сделал — я не чувствую ничего за собой!" Не надо доверять своим чувствам, испорченным грехом, рассуждениям, которые тоже извращены гордыней. А надо предаваться воле Божьей и благодарить за всё Бога. Помнить о том, что Бог — любовь и абсолютное добро. И если от Бога исходит даже что-то горькое, оно приносит человеку блаженство, радость — если мы это принимаем с благодарностью», — заключил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 117 раз

Купить