Вторник, 12 Февраль 2019 10:00

Теория эволюции vs Православие

Есть ли точки соприкосновения православного вероучения и теории эволюции? 12 февраля исполняется 210 лет со дня рождения Ч. Дарвина. На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил руководитель отдела по делам молодежи Херсонской епархии, учитель биологии средней школы, протоиерей Георгий Гуляев:

– Точки соприкосновения, конечно, есть.

 

Михаил Ломоносов однажды сказал: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая книга — видимый сей мир. [Вторая — Библия]. ... Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтыри можно научиться астрономии или химии».

 

Любой верующий человек живёт в материальном мире, изучает материальные вещи и понимает, что это всё создал Господь. Для того, чтобы познать волю Божию, он открывает Священное Писание. И то, и другое требует от человека определённых усилий, напряжения воли.

 

Термин «эволюция» переводится с латыни как «развёртывание». Подобно свитку, перед нами раскрывается постепенное усложнение мира, создание среды, в которую потом был помещён человек.

 

Описание сотворения мира, которое мы читаем в книге Бытия, — это то, что можно было сообщить человечеству много-много лет назад. Это подобно тому, как если бы учитель рассказал своим ученикам в школе что-то очень сложное, и они потом записали услышанное своими словами. Или же как если бы в школу пришел методист и сказал учителю: «Тебя никто не поймёт. Запиши как-то попроще, тезисно».

 

В общем, то, что открывает нам Священное Писание, и является точкой соприкосновения теории эволюции и Православия. Библия — это не книга по биологии или химии, и было бы странно искать в ней научные тезисы. У неё совершенно другая задача, и не стоит обижаться на эту книгу, как и на кулинарный сборник, в котором ты не нашёл, например, инструкцию по сборке самолёта.

 

Как вести полемику с дарвинистами — задача современных богословов, усложненная двумя факторами. Во-первых, изначально это была полемика дарвинистов с протестантами. Последние, как известно, не предполагают никакого развития в принципе, особенно в духовной жизни. Их концепция о том, что человек спасается верой без каких-либо усилий, труда над собой, в корне противоречит не только эволюционным взглядам, но и святоотеческому учению.

 

Во-вторых, у нас колоссальный 70-летний провал в истории отечественной богословской науки, связанный с атеистической политикой СССР. Не сильно развивалось богословие в тяжёлом ХХ веке и в Греции, Сербии...

 

Тем не менее, у нас есть отдельные священники и даже святые, которых, если проанализировать их взгляды, вполне можно назвать православными эволюционистами. Это люди, которые сделали обоснованные выводы, не противоречащие Священному Писанию и, одновременно, согласующиеся с современными научными взглядами. В том числе, о том, что миру не шесть тысяч лет, что природа постоянно развивается и возникновение видов растений и животных — не единомоментный акт творения.

 

Тезисы этих богословов вполне укладываются в церковную традицию: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». Если не стремиться к тому, чтобы употреблять какие-то научные данные для оправдания своих грехов, и не пытаться закрывать глаза на достижения современной науки, то это и будет принцип любви, который позволяет веровать в Бога, стараться исполнять Господни заповеди и изучать природу.

 

Не забывая, откуда мы вышли, нужно помнить о том, к чему мы должны стремиться. А у человека призвание достаточно серьёзное: быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48). А то, что мы имеем в себе какую-то часть животной природы, — это просто как раз задача освятить, преобразить, умножить всё то лучшее, что заложил в нас Господь.

 

А Чарльз Дарвин — замечательный ученый, который первым сумел настолько понятно и доходчиво объяснить эволюцию, что считается одним из светочей науки. Как это обычно бывает, его трудами воспользовались и люди, желающие лишь умножить свою славу, и те, кто использовал его наработки, чтобы улучшить науку. И сегодня есть очень много теорий, объясняющих эволюцию.


Чтобы объяснить механизмы эволюции, нужно очень поработать над многими вопросами как богословам, так и представителям естественных наук.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 135 раз