Понедельник, 16 Апрель 2018 09:59

Зачем крестят младенцев и молятся об усопших?

16 апреля Церковь вспоминает преподобного Никиту Исповедника, который с юношеских лет находился в послушании у отшельника, а затем пришел в монастырь. Также этот день — канун Радоницы. Часто православные крестят младенцев (выходит, помимо их воли), и множество усопших, за которых сугубо молятся в эти дни, не были активными христианами, а только крещены в детстве. Как получается, что Церковь спасает человека как бы помимо его воли — сначала крестит, потом молится о его посмертной участи?.. На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил настоятель киевского храма святых апостолов Петра и Павла архимандрит Алипий (Светличный).

– Спасаются ли те, кто стал именоваться христианином только по Крещению? Думаю, что ответ очевиден: Крещение — благодатный инструмент для спасения, которым необходимо воспользоваться. А, как известно, сам инструмент ничего не смастерит...


Спаситель потому подчеркивает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе», — учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Итак, самого Крещения для спасения не достаточно, но должна быть приложена вера, насыщенная делами веры.

 

Почему же детей крестим? Ради их родителей и крестных, которые обещают взрастить младенцев в вере. Церковь видит в младенцах чистоту и непорочность, достойную, чтобы зреть Господа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Но этому недостает одного — благодати. Она и преподается в Крещении.

 

Есть ли в этом насилие? — А будет насилием лечить младенца — делать ему уколы, мазать раны? Или отваживать от опасного занятия? Воспитывать, в конце концов?


Некоторые взбунтовавшиеся отроки считают насилием самое свое рождение и упрекают родителей: «Я вас не просил, чтобы вы меня рождали!»

 

Так что, Крещение младенцев следует почитать благой заботой родных.

 

Крещенных младенцев, если им случиться умереть в их младенчестве, Церковь почитает почти за святых и в чине отпевания больше сама просит ходатайства перед Богом у этих детей.

 

Достигшие же возраста, достаточного для осмысления своих поступков, — хотя бы и получившие благодать Крещения и, через Миропомазание, печать Дара Духа Святого, но утратившие их (как юродивые девы в притче Господней, у которых выгорел бесполезно елей в их светильниках (Мф. 25:1-13)) — умершие люди бесполезны в надеждах на Горний Иерусалим. Потому что Царство Небесное силой берется еще при жизни на земле.

 

Можно ли их вымолить?

 

У Церкви есть свидетельства, что по молитвам некоторых святых иногда были избавлены от вечных мук безбожники. Потому, опираясь на эти случаи, Церковь побуждает верных стать на подвиг святых в своей любви. Ведь, иногда любовь и вера других приносит большой плод для того человека, о ком стараются. Вспомним о друзьях парализованного, которые спустили его сквозь крышу дома к ногам Спасителя (Лк. 5:18-26), и он был исцелен ради их любви к нему!

 

Многие в течение жизни становятся парализованными и входят такими в вечность. Но ради благодати, которая, как жизнь в обездвиженном, таится в не принявшем Христа, Церковь простирает свою любовь и ходатайство к Престолу Всевышнего и надеется, что Бог ищет повод для всех, чтобы избавить от мук.

 

Другое дело, будет ли такой человек наслаждаться благами Вечности... Это вопрос открытый. Он будет разрешен только после Божьего Суда.

 

У Церкви есть свои рецепты спасения на земле. Церковь имеет подсказки и о посмертном опыте. И не пользоваться ими — грех против самого себя и против благого Создателя, Который исполнен любви к каждому и ждет, что мы сами, по своей воле, поймем, что нет большей ценности, нежели быть с Истиной и Любовью.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 301 раз