Вторник, 25 Март 2014 10:54

Почему на иконах золотой фон? Дмитрий Трофимов об иконах

Автор 

В руках средневекового мастера излучающее чувственный свет золото становилось иконой незримого божественного света, а значит, и вожделенного каждым христианином Небесного Иерусалима.

На древних византийских мозаиках и иконах святых писали на золотом фоне. Золото содержалось в кубиках смальты, из которой выкладывались мозаики, а иконные доски покрывали тончайшим листовым золотом. Это был именно драгоценный металл, вещество, но не краска, создающая эффект золота. В Библии сказано, что для создания и украшения Скинии и Ковчега Завета Господь призвал мастера и исполнил его Духом Божиим, мудростью, ... и всяким искусством работать из золота, серебра и меди (Исх. 31:1–11). Библейский текст напоминает нам, что древние мастера не были творцами в современном смысле этого слова. Они не творили ничего от себя, но трудились по призванию Бога, и их труд был сродни совершению ритуала священником: мастер получал вещество — металл, золото — и придавал этому веществу смысл, значение, «освящал» его, претворяя в сакральный предмет. 


Среди даров, принесенных Христу, первым названо золото как главный атрибут и эмблема царского достоинства Младенца, и как символ Его божественной природы. И это понятно, поскольку золото — абсолютная метафора света, а Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5).


В руках средневекового мастера излучающее чувственный свет золото становилось иконой незримого божественного света, а значит, и вожделенного каждым христианином Небесного Иерусалима, города, который был, как сказано в Откровении Иоанна Богослова — чистое золото (Откр. 21:18). Святые, достигшие Небесного Царства, вечно пребывают среди этого золотого света. Блистающее и драгоценное вещество, золото было связано и с идеей страдальческого очищения, мученичества первых христиан. Апостол Петр призывал их быть стойкими во время гонений, дабы их вера оказалась драгоценнее... огнем испытываемого золота (1 Пет. 1:7). Изображенный на иконе прошедший через страдания мученик пребывал «в средоточии огня не как плоть горящая, но как злато или сребро, в пещи разжигаемое».

 

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2175 раз

Соцсети