Суббота, 05 Январь 2019 23:36

Рождественский вертеп

Автор 
Рождественский вертеп mir-teatra.org

Рождественский вертеп (вертеп — церк.-слав. «пещера») — композиция, воспроизводящая сцену Рождества Господа Иисуса Христа в пещере (вертепе) и выраженная в разных творческих формах.

В этом материале мы расскажем об истории, устройстве вертепного театра и его персонажах.

 

 

 

 

 

 

 

 


Сюжет

 

 

Дуччо ди Буонинсенья «Поклонение волхвов», 1308–1311 гг. Фрагмент
 

В основе сюжета вертепа — эпизод из Евангелия (Лк 2:7–18), описывающий Рождество Богомладенца Христа в пещере недалеко от Вифлеема.

 

Прибыв в Вифлеем на перепись, праведные Мария и Иосиф не нашли дома, где бы могли устроиться на ночлег, потому что все дома были переполнены. Тогда они отправились за пределы города, где нашли пещеру (вертеп), в которую пастухи загоняли на ночь скот. В этой пещере и родился Спаситель. После родов Матерь Божия спеленала Богомладенца и положила Его в ясли — кормушку для скота. Вол и осел согрева- ли Младенца своим дыханием. В это время над пещерой сияла звезда, названная Вифлеемской.

 

Устройство вертепного театра

 

 

 

Вертепный ящик — cпециальная переносная конструкция в виде ящика с прорезями для вождения фигур, в котором и обустраивается сюжет вертепа. По форме вертепный ящик может делаться в виде храма, дома. Отделения, из которых состоит вертепный ящик, называются ярусами. В разных конструкциях их число может варьироваться от одного до четырех. В старину наиболее популярными были двухъярусные вертепы, в которых первый этаж представлял собой пещеру Рождества, а на втором показывались представления.

 

На крышу вертепа устанавливается Вифлеемская звезда, возвестившая миру о рождении Спасителя.

 

Классический вертеп (в т. ч. двухъярусный) оформляется с преобладанием двух цветов: верх (верхний ярус) — синий цвет — символ неба, низ (нижний ярус) — белый цвет — символ святости, чистоты, а также и земли.

 

Как для создания вертепа, так и для его персонажей могут использоваться абсолютно разные материалы: дерево, керамика, металл, камень (стены пещеры), пластмасса, бумага, ткани, воск, солома (пол пещеры), земля и растения (природа). Размеры вертепного ящика могут быть совершенно разные — от нескольких сантиметров до конструкций с человеческий рост. Миниатюрные вертепы часто являются элементом рождественского декора, в частности в домах, а крупные вертепы устанавливаются в храмах и на улицах.

 

Другие формы вертепа

 

Вертепная композиция

 

Воспроизведение сцены Рождества Христова с помощью объемных фигур, выполненных из различного материала. В механическом вертепе отдельные фигуры могут двигаться при помощи скрытого механизма.

 

 

Вертепная композиция на территории Ближних пещер в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре. Фото lavra.ua

 

Живой вертеп

 

Вертеп, в котором всех персонажей представляют не куклы, а живые люди. 

 

Фото vestnik.in.ua 

 

Персонажи

 

 

Святое Семейство — объемные фигуры Богомладенца Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа. Младенец Христос изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Богомладенец изображается на руках у сидящей Богородицы. Иногда все фигуры Святого Семейства заменяются иконой Рождества Христова.

 

Ангел — фигура архангела Гавриила, который возвестил пастухам о рождении Спасителя.

 

Пастухи с овцами — фигуры тех пастухов, которые пришли в пещеру поклониться родившемуся Спасителю. Как правило, одного из пастухов изображают с ягненком на плечах или в руках, ягненок в данном случае — символ Христа как Агнца Божия.

 

Три волхва — фигуры волхвов, которые пришли поклониться родившемуся Спасителю и принесли Ему дары (золото, ладан и смирну). Несмотря на то что, согласно Евангелию, волхвы пришли уже в дом, а не в пещеру (Мф. 2:11), они также часто являются частью композиции вертепа.

 

Ирод — царь Иудеи. Иногда в вертепных представлениях разыгрываются сцены избиения младенцев и смерти Ирода.

 

Рахиль — в вертепном представлении женщина, умоляющая царя Ирода не убивать ее младенца.

 

Вол, осел — фигуры тех животных, которые, согласно Преданию, находились в вертепе в момент рождения Спасителя, а потом согревали Его своим теплым дыханием.

 

Солдат, пономарь, Смерть и проч. — персонажи народного фольклора, также используемые в вертепных представлениях.

 

История

 

Создание вертепа как панорамной композиции с сюжетом Рождества Христова некоторые ученые приписывают католическому святому Франциску Ассизскому (XIII в.). По другой версии, они появились гораздо раньше — в V веке, во времена Папы Римского Сикста III. 

 

На Руси, также по мнению ряда ученых, вертепы могли появиться с ее Крещением в X веке. Однако первые достоверные сведения о существовании вертепов у нас относятся к концу XVI века.

 

Расцвет вертепов пришелся на XVIII век, когда они распространились по всей стране. После революции 1917 года создание и установка вертепов оказались под строжайшим запретом. Возрождаться эта традиция начала с конца XX века.

 

Святой Франциск проповедует птицам. Джотто ди Бондоне. Около 1300 г.

  

Традиции и история рождественского вертепа

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 331 раз

Соцсети