Понедельник, 03 Август 2015 15:42

Христианская эвтаназия: улыбка из вечности

Автор 

Термин «эвтаназия» — яркий пример того, как в одну и ту же словесную «оболочку» можно вкладывать совершенно разные, даже прямо противоположные смыслы.

Общепринятое значение этого слова имеет в виду неприемлемое и страшное для верующего явление — так называемое «убийство из милосердия» или «убийство по просьбе» с врачебной «помощью». То есть, намеренное умерщвление медиками безнадежно больных людей, в том числе по их желанию.

 

Сегодня эвтаназия уже узаконена в ряде стран: Нидерландах, Бельгии, некоторых штатах США. Причем Бельгия пошла в этом деле дальше всех. Это — единственная страна, в которой законом разрешена и детская эвтаназия. По недавно принятому бельгийскому закону, подписанному их королем, даже дошкольник может попросить о своем умерщвлении, если его страдания очень сильны, а болезнь неизлечима, и свое согласие дадут родители, врачи и психолог.

 

Какую почву такой закон может со временем дать для избавления от нежелательных детей, наверно, одному дьяволу известно. Но уже сейчас Бельгию сотряс один скандал, связанный с эвтаназией. Недавно право на добровольный уход из жизни в этой стране получила 24-летняя девушка только на основании того, что у нее хроническая депрессия. Как сообщили СМИ, «уйти из жизни 24-летней Лауре медики разрешили по ее собственному настоянию  девушка страдает от хронической депрессии и последние три года проходит лечение в психиатрической клинике».


Последний случай хорошо демонстрирует эффект так называемой «наклонной плоскости»: разреши эвтаназию, и очень скоро она будет осуществляться даже не из ложно понятого сострадания, а по совсем иным основаниям. Скажем, чтобы просто не оплачивать дорогое лечение.


Впрочем, самый принципиальный вопрос, с которого следует начинать, даже не этот вопрос об очень возможных злоупотреблениях в квадрате. Допустим невозможное, что закон об эвтаназии применяется идеально, и никаких отступлений от его норм нет. Главный или исходный вопрос все же в другом  какую смерть можно считать благой или хорошей. Ведь эвтаназия с греческого  это благая или хорошая смерть. Образовано слово ἡ εὐθᾰνᾰσία (evthanasia) от наречия εὖ (ev)  хорошо, и существительного ὁ θάνᾰτος  смерть.

 

Сторонники эвтаназии говорят о свободе человека, о возможности выбрать ему самому не унижающую его достоинства смерть. Но мне кажется, что так понимаемая эвтаназия  это своего рода дьявольская пародия на христианское понимание благой или хорошей смерти. Почему дьявольская пародия? На Божественной Литургии христиане молят Бога о «христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове». В первом случае мы тоже вроде имеем кончину безболезненную (дано обезболивающее и страдания сокращены «милосердным убийством»), мирную (все делается по согласию, без криков и жалоб), и даже непостыдную (соответствующую представлениям данного человека о стыдном и нестыдном). Однако тут никак не будет доброго ответа на Страшном Суде Христа, потому что и мира никакого в таком уходе из жизни нет.

 

Уйти с миром  это значит уйти, смиренно принимая волю Бога, когда Он наконец-то отпустит человека из этого мира. Он, Который «вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов. 10:8-12,18). Жизнь человека  чудо и драгоценный дар, который зависит от тончайшего сплетения миллиардов и миллиардов разных обстоятельств. Не сам человек устроил это невероятное сплетение, не он стоял у истоков таинственного замысла, который за каждой жизнью стоит. Нельзя поэтому терять эту драгоценную интуицию чуда и невероятной таинственности жизни, и прежде всего своей собственной, ее истока и ее конца.

 

И хорошая, блаженная смерть или эвтаназия в христианском смысле  она совсем другая. Это смерть подвижника, освободившегося и очищенного с помощью Божией от страстей. Действительно скончавшегося в мире и покаянии. Такова, например, судя по всему, была смерть афонского старца Иосифа Ватопедского, посмертную улыбку которого прозвали улыбкой из вечности.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1306 раз

Соцсети