Среда, 18 Август 2021 16:48

Блаженнейший Митрополит Владимир. Проповедь на Преображение Господне

Автор 

Не только в Церкви, в церковном языке, но и просто в человеческом обиходе встречается слово «преображение».

Встречается и желание многих людей преобразиться, стать лучше, чем они были до настоящего времени. Жажда преобразиться, измениться — это потребность человека иметь в жизни праздник, обрести возвышенное чувство, которое бы уводило нас от ежедневной суеты, от прозы суетного мира.

 

Что же преображает человека? Преображает человека, прежде всего, идея, высокая, захватывающая всё его существо. Преображает человека вера в нечто светлое, прекрасное, к чему хочется прикоснуться, что хочется выразить посредством человеческих способностей. Преображает и вдохновляет человека самое высокое и благородное чувство, именуемое любовью, — любовь к людям, к родине и к своему делу. Любовь способна подвигнуть человека на высокое творчество, к достижению недостижимого и к пониманию непонятного.

 

Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями — Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии. Христос, взяв трёх учеников: Петра (как первого по вере), Иоанна (как первого в любви) и Иакова (как первого в терпении и верности), взошёл на гору помолиться (Лк. 9:28). «И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2), «сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9:3). Какова же цель Преображения Господня? На этот вопрос даёт ответ одно из церковных песнопений — кондак праздника: «...ученицы́ Твои́, сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, ми́рови же пропове́дят, я́ко Ты еси́ вои́стинну О́тчее сия́ние». Святые ученики виденное станут проповедовать мира.

 

Бог — это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:9, 4–5). Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск (Деян. 9:3–4), Савла, ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомученику архидиакону Стефану. Видевшие его и слушавшие его заметили, что лицо его сияло и он был подобен Ангелу (Деян. 6:15; 7:55–56).

 

Человек — богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества. Нас сроден свет Его Божества, и не случайно о нём так тоскует душа человека. Свет этот можно приобрести, множить. Можно постоянно пребывать в сфере его, если того мы сами пожелаем. Путь к этому — через богообщение, через трудное и неуклонное шествие человека навстречу божественному снисхождению. Господь делает первым шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в деле богообщения. Только в нём мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся.

 

Чтобы достигнуть своего преображения, человек должен иметь любовь и добрые дела. Человек трудом своим созидает своё преображение и обновление. А Господь, идя навстречу доброму волеизъявлению, посылает благодатную помощь и дар Святого Духа. Божественным светом Господь венчает нашу веру и наше упование. Возложим на Него всё наше упование и будем молиться: «Да возсия́ет и нам, гре́шным, Свет Твой присносу́щный моли́твами Богоро́дицы, Светода́вче, сла́ва Тебе́». Аминь.

 

2003 г.

 

По книге «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: Послания, проповеди, речи, интервью» (Киев, 2005).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1197 раз