Пятница, 27 Август 2021 17:11

Блаженнейший Митрополит Владимир. Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Автор 

Слово «успение» означает погружение в сон и, вместе с тем, мирную, подобную сну кончину. Для настоящего христианина смерть — не уничтожение, а переход к вечной жизни с Богом.

Божия Матерь, как никто из людей и Ангелов, достигла совершенного единения с Богом и оправдала цель, ради которой был создан этот мир, — обо́жение творения. В Своём успении Она перешла от этого совершенствующегося мира к блаженной вечности. Она стала по ту сторону смерти, воскресения и Страшного суда. В день Успения человечество обрело Небесную Заступницу и Утешительницу.

 

Нет людей, которые были бы абсолютно идентичны между собой. Нет человеческих жизней, в точности повторяющих одна другую. И смерть как итог жизни у разных людей также не одинаковая. Отсюда самым естественным является убеждение в том, что у такой необычной личности, как Дева Мария, с Её уникальной судьбой, смерть должна быть единственной и неповторимой в своём роде. По глубокому убеждению Православной Церкви, кончина Богоматери была такой, какой не было ни у кого, кроме Неё. Её смирение и покорность удостоили Её стать Обителью Господа. Её серафимовская чистота удостоила Её стать Матерью Сына Божия. Её терпение, Её преданность воле Божией, Её желание спасти душу, желание вечного единения с Господом возвели Её на наивысшую ступень — Царицы неба и земли, и даровали Ей блаженную кончину. Пречистая Дева не была исключением из закона смерти, так же, как и Её Сын; однако Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью.

 

Воскресение Её произошло сокровенно, каковой была и вся Её жизнь и Её личность в Евангелии и апостольских писаниях. Вся жизнь Пресвятой Богородицы прошла в тайне. Она была богоизбранным сосудом, который самым таинственным образом вместил Невместимого. Да и сама тайна Боговоплощения, которой Она послужила, остаётся непостижимой для человеческого разума.

 

О последних годах земной жизни Пресвятой Девы Марии и о славном Её Успении мы узнаём из Священного Предания. Мы знаем, что по Воскресении и Вознесении Своего Божественного Сына Она некоторое время жила в Иерусалиме. Впоследствии с Иоанном Богословом, которому Господь на Кресте завещал заботиться о Его Пречистой Матери, переселилась в Эфес. Также Она посетила святого Лазаря на острове Кипр и Афонскую Гору, которую благословила как Свою обитель. Незадолго до Своей кончины Она переселилась опять в Иерусалим, где часто посещала места, связанные с самыми важными событиями земной жизни Своего Божественного Сына, особенно с последними Его земными днями. Это и Голгофа, и Гроб Господний, Гефсимания и Елеон. Там Приснодева сердечно молилась и находилась в постоянном желании как можно быстрее отойти к Своему Сыну.

 

За три дня до смерти, во время молитвы на Елеонской горе, Её известил о блаженной кончине Архангел Гавриил, который вручил Ей райскую ветвь — символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Святая Дева завещала апостолу Иоанну Богослову нести перед Её гробом при погребении. Своё нищее имущество, которое состояло из двух хитонов, Она завешала двум бедным вдовам, которые усердно служили Ей. Похоронить Себя Она завещала в Гефсимании между могилами Своих праведных родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника.

 

Попрощаться с Пречистой чудом Божиим собрались все апостолы, кроме Фомы. Чувствуя близкую кончину, Пресвятая Богородица обратилась к Своему Сыну со словами «Величит душа Моя Господа» и «Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое». В это время Сам Господь в окружении множества Ангелов взошёл к смертному ложу Своей Матери и принял Её пречистую душу в Свои божественные руки. Божия Матерь без боли предала душу в руки Господа, и в то же время прозвучало ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

 

Апостолы торжественно перенесли тело Божией Матери в Гефсиманию, где и похоронили в высеченной в скале гробнице. Через три дня прибыл апостол Фома, которого Промысл Божий задержал, и он отсутствовал при успении и погребении. По его просьбе попрощаться с Пречистой гробницу открыли, однако тела Богоматери там не было. В тот же день вечером Она явилась апостолам в окружении сонма Ангелов и в неописуемой славе.

 

В таинственном взятии Пренепорочной Девы Марии на небо с телом Церковь видит предвозвещение будущей жизни. Богоматерь не только бессмертной душой вступила в жизнь будущего века, но и плоть Её пережила изменения из тления в нетление. А в этом как раз и есть начало воссоздания падшей человеческой природы, возвращение её в Рай. В этом заключается наша надежда и упование на вечную блаженную жизнь.

 

Пресвятая Богородице, спаси нас... Аминь.

 

2005 г.

 

По книге «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: Послания, проповеди, речи, интервью» (Киев, 2005).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 873 раз