Полный текст:
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Словарь сложных слов:
Днесь — ныне, сегодня;
иже — который;
заушение — удар;
прият — принял;
прободеся — пронзается;
cтрастем — страданиям.
Перевод:
В сей день висит на кресте Христос, повесивший на водах землю; терновым венцом венчается Царь ангелов; в ложную багряницу облачается одевающий небо облаками; принимает удары Тот, кто освободил Адама в Иордане; пригвождают гвоздями Жениха Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся Твоим Страданиям, Христе. Поклоняемся Твоим Страданиям, Христе. Поклоняемся Твоим Страданиям, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.
***
«Днесь висит на древе» — это песнопение службы «Двенадцати Евангелий» — богослужения, которое совершается на Страстной седмице (неделе) вечером в Великий четверг. Оно же звучит и на Пассиях*.
Песнопение поется с особым благоговением и с тремя земным поклонами на словах «Поклоняемся Страстем Твоим, Христе».
В заключительную неделю перед Пасхой — Страстную седмицу — Церковь вспоминает крестный путь Спасителя, Его искупительную жертву. День Его страданий и смерти отмечен трагичной и скорбной службой «Двенадцати Евангелий». Это богослужение — утреня Великой пятницы — совершалось с древних времен в ночь с четверга на пятницу. Ближе к современности службу перенесли на вечер четверга, сохранив порядок и структуру утрени. «Двенадцать Евангелий» — двенадцать фрагментов из Нового Завета, повествующих о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде и Распятии Иисуса Христа. Между отрывками находятся основные песнопения утрени, в том числе антифоны (песнопения, получившие названия от традиции «антифонного», т.е. попеременного, пения двумя хорами). В их основе традиционно лежат тексты псалмов, здесь же они заменяются песнопениями на основе текста Нового Завета, раскрывающими богословское значение читаемых евангельских отрывков.
Песнопение «Днесь висит на древе» (тропарь 15-го антифона) — драматический центр богослужения: «Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912).
История антифонов Великой Пятницы восходит к раннему христианству. Их прообразом и источником является поэма святителя Мелитона Сардийского «О Пасхе», жившего во II веке: «Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит. Царь Израилев — взят десницей израильской» (О Пасхе, 96).
Раннехристианский текст в дальнейшем дополнился и адаптировался к более современному поэтическому стилю, но сохранил своё смысловое зерно — Бог принял на себя страшное унижение, которое невозможно осмыслить:
«...в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки...» — Одевающего небо облаками Творца глумящиеся римские воины облачают в багряницу.
«...заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама...» — побои и надругательства принял Христос в доме первосвященника, Тот, Кто в реке Иордан своим крещением освободил Адама и весь человеческий род.
«...гвоздьми пригвоздися Жених Церковный...» — Христос назван Женихом Церкви по евангельской притче о 10-ти девах, ожидающих пришествие жениха. Девы — это души христиан, ожидающие пришествие Христа, «предобручившего Церковь».
«...копием прободеся Сын Девы...» — пронзили копьем умершего Христа, Сына Девы, которой предсказывал старец Симеон «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35).
В разных гранях отображает антифон события Голгофы, показывая страшное сопоставление Божьего милосердия и человеческой жестокости, он все сильнее побуждает нас сопереживать и сострадать Христу. Потому, осознав и прочувствовав каждое слово, остаётся лишь восклицать: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение».
*Пассии — особые богослужения, которые совершаются в дни Великого поста и во время которых читаются главы из Евангелий, посвященные страданиям Спасителя.