Среда, 29 Январь 2020 13:09

Какие подарки дарили святые? И какие получали...

Автор 

В нашем обыденном сознании подарок — это некоторый «вещественный» символ нашей благосклонности, симпатии или внимания. Однако дар, полученный от святого, по смыслу всегда больше, чем «приятная неожиданность».

ФОМА

 

Это масштабный жест, преисполненный жизненного изобилия. Ведь святые ни к чему не были привязаны и потому легко дарили все, что имели. В этом проявлялся их широкий, можно даже сказать аристократический, дух. Подарок святого всегда преображал одаренного, вдохновлял его, восполняя то, чего ему так сильно не хватало.

 

***  

 

«Милостивым» этого святого назвали за неустанное желание дарить приходящим к нему людям материальную или духовную помощь. Но главным его подарком, как бы парадоксально это ни звучало, стал он сам.

 

Святой Павлин (ок. 353–431) родился в Бурдигале (сейчас город Бордо во Франции) в семье римского сенатора. Образование позволило ему стать губернатором области Кампания в Италии. В возрасте 25 лет он вместе с супругой обратился в христианство. Будучи бездетными, они решили взять на воспитание детей-сирот. В 393 году Павлин стал священником, а затем вместе с женой принял монашество. Через некоторое время святой был возведен в сан епископа итальянского города Нола.

 

Святой чутко откликался на все смятения и горести своей обширной паствы, окормляя нищих, помогая вдовствующим. Когда на итальянские земли напали вандалы, многие христиане, жившие в городе, были взяты в плен и проданы в рабство. Павлин стал использовать церковное имущество для выкупа плененных.

 

 

 

Однажды к епископу пришла бедная вдова и с плачем умоляла дать ей денег для выкупа сына. Святой перерыл все ящики и осмотрел все полки, надеясь найти хоть какие‑то средства, но безуспешно. Тогда он предложил несчастной продать в рабство самого себя, чтобы на эти деньги выкупить ее сына или же попробовать совершить обмен.

 

Вдова поначалу не поверила ему, думая, что епископ смеется над ней. Но святой убедил ее в необходимости и даже уместности такого «подарка», сказав, чтобы она не беспокоилась о его судьбе. Так Павлин стал невольником у вандальского князя взамен освобожденного единственного сына вдовы. Он был назначен садовником. Однако через некоторое время князь узнал о том, кто ухаживает за его садами. Убоявшись держать у себя в неволе «служителя Божия» и восхитившись высотой его жертвы, он захотел освободить его. Но святитель Павлин отказался уходить в одиночестве и просил князя отпустить вместе с ним и всех плененных христиан…

 

Через некоторое время епископ вместе со своей паствой вернулся на кораблях домой.

 

Так, подарив себя, святитель Павлин подарил свободу другим.

 

***

 

Святой-поэт, создатель целого ряда удивительных по своей красоте богослужебных гимнов стал «Сладкопевцем» благодаря особому рождественскому подарку от Пресвятой Богородицы.

 

Родился Роман в V веке на территории современной Сирии. Повзрослев, юноша стал пономарем (младший по чину служитель в церкви) в Софийском соборе в Константинополе. Каждый день он безропотно переносил постоянные оскорбления и насмешки со стороны других клириков храма, которые не упускали возможности уколоть его за отсутствие у него музыкально поставленного голоса и слуха. Однажды, накануне праздника Рождества Христова, насмешливая братия заставила юношу солировать в присутствии патриарха и императора. Сильное смущение и стыд сковали и так слабый голос святого. В страшном расстройстве, опозоренный, он вернулся домой и долгое время со слезами изливал свою скорбь Пресвятой Богородице. Наконец юноша крепко заснул, и во сне ему явилась Пресвятая Дева.

 

 

 

Она попросила его съесть символический свиток (подобное случилось с Иезекиилем, когда он получил пророческий дар, см. Иез. 3:1–3). Роман принял его из Ее рук и съел. Когда он проснулся, то почувствовал невероятный подъем духа. В поэтическом порыве святой написал рождественский кондак (особое песнопение, раскрывающее смысл праздника): «Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит…» В тот же день на торжественном богослужении он, не стесняясь, исполнил перед всеми свое произведение, растрогав верующих невероятной красотой своего голоса.

 

Талант святого вскоре стал настолько известен в столице, что знатные люди приходили к нему и брали уроки пения. Духовные «дары» Романа, которые он оставил Церкви, — кондаки для многих праздников, различные песнопения и гимны, стали одними из самых дорогих и любимых для многих поколений христиан. До сих пор знаменитый акафист Пресвятой Богородице, также написанный преподобным Романом, читается каждый год в субботу пятой недели Великого поста.

 

*** 

 

В Кронштадте раннее холодное утро. Сотни людей, одетых в лохмотья, куда‑то спешат. Они быстро подходят к дому, в котором живет отец Иоанн, и от него выстраиваются в две длинные шеренги — одна состоит из женщин, а вторая из мужчин. Все эти на вид нищие люди стоят и ждут кого‑то…

 

Около 6 часов утра из калитки дома наконец выходит батюшка, при виде которого все почтительно обнажили головы, а священник, сняв в ответ и свой головной убор, совершил поклон всем собравшимся и пошел по «строю», останавливаясь и отсчитывая монетки:

— Раз, два, три… десять… двадцать.

 

 

 

Когда все деньги были выданы, шеренги тут же «свернулись» в огромную толпу, которая со всех сторон обступила священника: кто‑то становился перед ним на колени, другие пытались поцеловать руку, третьи выкрикивали ему свои просьбы. Так отец Иоанн, буквально облепленный со всех сторон, медленно двигался в сторону собора, где он должен был отслужить Литургию.

 

Это повторялось практически каждое утро.

 

Священника знала вся страна. Ему постоянно поступали пожертвования, которые он и употреблял на раздачу нищим.

 

Бывало, что знаменитый кронштадтский святой возвращался домой босой и без рясы — до такой степени он был безотказен.

 

Деньгами он никогда не дорожил и с неслыханной щедростью раздаривал все, что получал. Так, например, однажды при огромном стечении народа один купец передал святому Иоанну увесистый пакет с деньгами. Священник тут же передал его в протянутую руку нищего. Купец, увидев это, взволнованно ахнул: «Батюшка, да там же тысяча рублей!» Святой спокойно ответил: «Его счастье».

 

Слава великого подвижника была настолько громогласной, что докатилась до далекой Японии, где в это время служил и проповедовал другой знаменитый подвижник — святитель Николай Японский. Отец Иоанн вел с ним активную переписку и периодически направлял в далекую страну пожертвования и особенные подарки. В дневнике владыки Николая Японского есть такая запись от 8 июля 1900 года: «Получен ящик с церковными вещами от отца Иоанна Кронштадтского: святое Евангелие, три напрестольных креста, дароносица, лампадка, два священнических полных облачения, шесть приборов воздухов, два прибора литургийных сосудов и прочее. Все вещи серебряные, шелковые, новые, изящные. Да благословит Бог отца Иоанна еще большею благодатию за его широкую любовь!»

 

А когда весной 1903 года был освящен собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Киото, то отец Иоанн направил в подарок храму Евангелие. И сегодня все дары, полученные от кронштадтского праведника, с почетом и благоговением хранятся в соборе.

 

*** 

 

Ее подарок отличался особенной, неземной красотой. Не каждый может похвастаться такой «весточкой» из райского сада.

 

Святая мученица Дорофея (ок. 288–300) родилась в Кесарии Каппадокийской (территория современной Турции). Юная и прекрасная девушка удивляла всех своей мудростью и рассудительностью. Когда по приказу правителя Саприкия на родине Дорофеи начались гонения на христиан, ее схватили, мучили, но безуспешно — святая от Христа не отреклась. Тогда мучители решили пойти на хитрость. Они бросили святую в камеру и подослали к ней двух женщин, которые, испугавшись пыток, отреклись от Христа. Они надеялись, что Дорофея под их влиянием смягчится в своем упорстве. Но произошло обратное: женщины после разговора со святой раскаялись и вновь заявили о своем желании пострадать за Христа.

 

 

 

Пытки продолжились, а за ними последовал смертный приговор. Когда Дорофею вели к месту казни, один философ по имени Феофил ехидно крикнул ей: «Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха Твоего розовых цветов и яблок». Она посмотрела на него и молча кивнула. Перед смертью святая долго молилась…

  

Когда казнь совершилась, в толпе к Феофилу подошел незнакомец и передал ему некий сверток. Развернув его, философ увидел на белоснежном полотне три яблока и три розовых цветка. Их чудесное благоухание и удиви- тельная красота наполнили его необычайной радостью и спокойствием. Что‑то дрогнуло в сердце Феофила; молчать он уже не смог. Философ публично назвал себя христианином и через несколько дней, вслед за Дорофеей, пополнил число христианских мучеников.

 

*** 

 

Однажды в шанхайский приют привезли совсем одичавшего мальчика. Оказалось, что на его глазах был зверски убит отец. Травма от пережитого была настолько глубокой, что мальчик онемел и вел себя как забитый и запуганный маленький зверь: на всех людей он только шипел и махал кулаками. Женщины, работавшие в приюте, решили, что он ненормальный, и отказались принимать его. Когда о мальчике узнал местный епископ Иоанн, то он тут же приехал в сиротский дом, бросив все свои дела. Он подошел к нему и, сев напротив, сказал: «Я знаю, что ты потерял своего отца, но теперь ты нашел другого — меня!», — после чего крепко обнял ребенка. Слова святого так глубоко тронули раненое сердце мальчика, что он доверчиво прижался к епископу, громко зарыдал и… снова заговорил. Так владыка Иоанн подарил этому убитому горем ребенку новую семью и детство. И не только ему, но еще сотням, даже тысячам детей.

 

В 1934 году владыка Иоанн Максимович (1896–1966) прибыл на свое место служения в многомиллионный китайский город Шанхай. И первое, что поразило епископа в этом мегаполисе, — огромное количество брошенных, никому не нужных детей на улицах. Святитель всегда действовал решительно и безбоязненно; по его распоряжению практически сразу был учрежден сиротский приют во имя святителя Тихона Задонского. Благодаря помощи иностранцев в банке был получен заем для покупки дома. В итоге за все время существования шанхайского приюта через него прошло около трех с половиной тысяч детей.

 

 

 

Святитель Иоанн лично ходил по городским улицам, подбирая одиноких детей и приводя их в приют. Однажды он решил совершить самую настоящую вылазку, которая могла стоить ему жизни. Прочитав в газетах, что в беднейших кварталах Шанхая брошенных на улицы детей загрызают собаки, епископ попросил свою помощницу сходить с ним в эти районы. Риск был огромен: на такие улицы даже полиция боялась заглядывать — настолько высокий здесь был уровень преступности. Перед «походом» святитель попросил купить бутылку китайской водки. Помощница, внутренне недоумевая по поводу странной просьбы владыки, послушно сходила в магазин, после чего они отправились в путь.

 

Быстро и как можно незаметнее они ходили по мрачным и узким улочкам мимо лачуг и полуразрушенных домов, переступая через мусор, разбросанный повсюду. Неожиданно епископ остановился: совсем рядом из мусорного ящика доносились детские стоны. Святитель Иоанн ринулся было на голос малыша, но дорогу ему перегородил возникший ниоткуда свирепый пьяница. Тогда епископ выхватил у своей помощницы бутылку водки и протянул напиток ему, молча указав на младенца. «Сделка» состоялась, и девочка была спасена.

 

Сами дети, попавшие в приют, вспоминали, что святитель Иоанн стал для них отцом и самым близким и верным другом. Каждый день в любую погоду он посещал их, помогал и ободрял, заботился об их образовании, приносил подарки и посылал открытки. Архимандрит Вениамин (Гаршин), один из первых биографов епископа, пишет: «Питомцы сиротского приюта свт. Тихона Задонского так любили архипастыря Иоанна, что забывали с ним о своем сиротстве. Они знали, что имеют сильного защитника, своего духовного отца, который никому не даст их в обиду в этой земной жизни». Чуткий святой постоянно говорил работавшим в приюте, что рождественские и пасхальные дни — самые тяжелые для сирот. Они видят, как в других семьях готовятся к этим праздникам, накрывают праздничные столы, дарят своим детям подарки, и вновь горько понимают, что всей этой радости лишены. Поэтому святитель Иоанн просил с особенным вниманием относиться к сиротам в эти дни.

 

Одна из воспитанниц приюта Маргарита Зинченко вспоминала, что на Рождество им всегда ставили елку, под которой каждого ребенка ждал свой собственный подарок: «Дети устраивали концерты, танцевали, водили хороводы, а владыка был счастлив, у него даже слезы выступали на глазах».

 

Сироты шанхайского приюта не были оставлены епископом на произвол судьбы в этой огромной стране. Когда настал самый опасный момент — гражданская война в Китае (1946–1950) — святитель Иоанн эвакуировал всю свою паству на остров Тубабао (Филиппинская республика), а затем через конгресс США добился их депортации в Америку.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1311 раз

Соцсети