Четверг, 26 Сентябрь 2019 16:00

Православные святые, посетившие Святую Землю

Автор 

Снова и снова богомольцы стремятся побывать на местах земного подвига Спасителя. Мы же хотим вспомнить некоторых паломников, которые после кончины были прославлены как угодники Божьи.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173), память — 5 июня

 

Старшая дочь витебского князя Святослава Всеславича и внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, красавица Предслава еще в юности постриглась в монахини — вопреки воле родителей, желавших выгодно выдать ее замуж. Получив в иночестве имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской, она прославилась не только духовными подвигами, но и обширной просветительской деятельностью. Поселившись в соборе Святой Софии, кафедральном храме Полоцка, она занималась переписыванием богослужебных книг. Позже основала мужской и женский монастыри и до конца своих дней заботилась о простых людях.

 

В конце жизни, уже в преклонных летах, преподобная Евфросиния исполнила свое давнее желание — посетила святые места Византии и Палестины.

 


prp Efrosiniya Polotskaya

 

В Константинополе был похоронен ее отец, сосланный киевским великим князем Мстиславом I Владимировичем в 1130 году. Добравшись до Константинополя, Евфросиния получила благословение Патриарха Луки Хрисоверга, помолилась в храме Святой Софии, поклонилась цареградским святыням, посетила могилы отца и других своих родственников и, отдохнув, продолжила свой путь в Святую Землю. Достигнув Иерусалима, преподобная Евфросиния, как сообщает ее житие, «поклонилась живоносному Гробу Христову, потом поста- вила при Гробе золотое кандило (подсвечник) и принесла многие дары Церкви Иерусалимской и Патриарху». В храме Воскресения Христова преподобная Евфросиния в своих молитвах к Спасителю просила, чтобы Он позволил ей завершить жизненный путь в этом святом месте.

 

Молитва преподобной была услышана Господом. Вскоре она тяжело заболела и даже, несмотря на свое горячее желание посетить святую реку Иордан, уже не смогла совершить туда паломничество. Брат и сестра Евфросинии сходили поклониться святым водам Иордана без нее и принесли Евфросинии воды из Иордана, чем несказанно обрадовали умирающую. Через некоторое время она мирно скончалась на руках своих родных и была погребена в монастыре под Иерусалимом. С конца XVII века мощи святой Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, а в 1910 году были перенесены в Полоцк, где и находятся по сей день.

 

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894), память — 23 января

 

В 1847 году правительство окончательно решило вопрос об учреждении в Иерусалиме Русской духовной миссии. Во главе ее был поставлен известный в то время знаток Востока архимандрит Порфирий (Успенский), будущий епископ Чигиринский, а в сотрудники ему были приглашены преподаватели и воспитанники Санкт-Петербургской духовной академии. И первым на призыв с радостью откликнулся молодой иеромонах Феофан.

 

 

 

Пребывание на Востоке явилось большим событием в жизни будущего святого. Здесь он подробно ознакомился с религиозной жизнью края, чему благоприятствовали неоднократные поездки членов миссии за пределы Палестины — в Сирию и Египет. В Иерусалиме иеромонах Феофан изучал греческий и французский, занимался еврейским и арабским языками, овладел иконописным мастерством, и притом настолько хорошо, что даже, по словам очевидца, снабжал бедные храмы целыми иконостасами. Посещая древние обители, он исследовал писания Святых Отцов по древним рукописям, которые сам переводил с греческого на русский. За первые же шесть лет своего существования Миссия внесла существенный вклад в богословскую и церковно-историческую науки и повысила авторитет восточных славян на Ближнем Востоке.

 

В 1853 году началась Крымская война, и все члены Русской духовной миссии вынуждены были вернуться на родину. Иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии, с 1857 года — ректором СПДА. В 1859 году он был рукоположен во епископа — но уже в 1866 году по собственному прошению уволен, чтобы отправиться на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

 

Все время, остававшееся от богослужения и келейной молитвы, святитель посвящал работе. В это время он занимается истолкованием Священного Писания, переводит творения древних Отцов и учителей, а также пишет сотни писем к разным лицам, обращавшимся к нему с просьбами о помощи и наставлениях. Своими книгами и посланиями святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества — и молодость, проведенная на Святой Земле, несомненно, оставила в его душе свой глубокий след.

 

Преподобный Кукша Одесский (1875–1964), память — 16 сентября в день обретения мощей, 11 декабря в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Русских

 

В девятнадцатом веке паломничество к святым местам было настолько распространено на Руси, что многие крестьяне хотя бы раз в жизни посещали Иерусалим, где обязательно молились у Гроба Господня. Добирались в Святую землю, как правило, на попутных кораблях. Такой путь проделал в 1895 году и 20-летний житель Херсонщины Косьма Величко, будущий святой преподобный Кукша Одесский.

 

Во время паломничества с ним произошел такой случай: во время молитвы у Гроба Господня на него неожиданно перевернулась целая лампада, и весь он вымок в лампадном масле, а люди подходили к нему и, обмакивая пальцы в этом масле, помазывали себя.

 

prp Kuksha 

 

Получалось, что через него исходила благодать на окружающих, хотя он еще не был священником. Это было словно указание на то, что в будущем он станет духовным отцом, руководителем очень многих людей в духовной жизни.

 

Когда Косьма год прожил в монастыре на Афоне, настоятель обители получил письмо от матери послушника. Женщина просила благословить сына на сопровождение ее в Святую Землю. Архимандрит не стал препятствовать. Так в 1898 году Косьма вместе с матерью попал в Иерусалим во второй раз. Здесь он полтора года нес послушание у Гроба Господня.

 

В храме Воскресения Христова Косьме посчастливилось встретить Пасху и своими глазами увидеть чудо схождения Благодатного огня. Паломники брали огонь руками и умывались им, славя воскресшего Христа.

 

В Иерусалиме есть Силоамская купель. А у паломников того времени был обычай погружаться в нее, так как источник этот особо славился исцелением бесплодия. Считалось, что женщина, которая окунется в купель, обязательно родит ребенка. Когда Косьма с матерью подошли к источнику, кто-то из-за тесноты толкнул юношу, и он неожиданно упал в воду прямо в одежде. Косьма принял это как знамение свыше — знак того, что у него будет много духовных чад. После этого чудесного паломничества молодой человек вернулся на Афон и в марте 1904 года принял монашество.

 

Отец Кукша прожил долгую и праведную жизнь, которая впитала опыт афонской молитвы, иерусалимской святости, Киево-Печерского и Почаевского подвижничества. Он прошел через лагеря, тюрьмы, казематы, допросы, пытки, непосильный труд, голод и холод, унижения богоборческого времени. «Монахи не жалуются и не оправдываются», — говорил он. И безропотно нес тяжелый крест, согревая всех вокруг необыкновенным пламенем своей любви. Почил святой 24 декабря 1964 года (н. ст.), на его могиле неоднократно происходили чудесные исцеления больных.

  

 В. Д. Поленов «Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель», 1882 г.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1353 раз

Последнее от Сергей Житенёв

Соцсети