Понедельник, 29 Июнь 2020 10:00

Святитель Феофан Затворник. 5 цитат о посте

Автор 

29 июня Церковь празднует перенесение мощей одного из известнейших и наиболее почитаемых святых, живших в ΧΙΧ веке, — святителя Феофана Затворника.

ЖИТИЕ

 

Святой Феофан родился в 1815 году в Орловской губернии в семье священника. В Крещении был назван Георгием. После окончания Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. В последний год учёбы Георгий, в том числе под влиянием нередких посещений Киево-Печерской Лавры (её он называл «неземной обителью»), принимает постриг. Через два месяца его рукополагают в иеродиакона, ещё через месяц — летом 1841 года — он становится священником.

 

После окончания академии иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, затем — инспектором Новгородской духовной семинарии, через три года — преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии.

 

21 августа 1847 года он был назначен членом создаваемой Русской духовной миссии в Иерусалиме. На протяжении следующих шести лет вместе с другими членами Миссии отец Феофан посетил Константинополь и святые места Палестины, Египта и Сирии. Во время своего пребывания на Востоке он основательно изучил греческий, а также ознакомился с еврейским и арабским языками, и читал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с житиями древних подвижников.

 

Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, был ректором Олонецкой семинарии, настоятелем посольской церкви в Константинополе (один год), ректором Санкт-Петербургской духовной школы.

 

В 1859 году отца Феофана рукоположили во епископа Тамбовского и Шацкого. В своей епархии владыка особенно заботился о повышении образовательного уровня духовенства, об образовании простого народа — открывал церковноприходские и воскресные школы. Также основал женское епархиальное училище. Вопросам просвещения владыка Феофан уделял немало внимания и на Владимирской кафедре, куда был переведён спустя четыре года.

 

 

Летом 1866 года удаляется в Вышенскую пустынь, весной 1872 уходит в затвор. В годы затвора владыка Феофан пишет литературно-богословские труды — толкования Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей (в том числе «Добротолюбие»). Большая часть его духовного наследия — это переписка, которую он вёл со своими духовными чадами (в день святитель получал десятки писем).

 

Почил святитель Феофан 19 января 1894 года. Погребли подвижника в Казанском соборе Вышенской пустыни.

 

Канонизирован в 1988 году. Мощи святителя в 1973 году были перевезены из разорённого собора пустыни в Троице-Сергиеву Лавру. После канонизации святого Феофана их перенесли в храм преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка, что недалеко от Вышенской пустыни. 29 июня 2002 года мощи вернулись в Вышенскую пустынь.

 

О ПОСТЕ. ЦИТАТЫ ИЗ ПИСЕМ

 

1. ...Укажу и две-три маленьких предосторожности.

 

Первая. Никогда не думать, что уже успели в чем-либо. Такова немощь наша, что мало-мальски что добренькое покажется внутри — тотчас кричим: вот оно, добились! Гоните такие мысли. Ибо доброе никогда не дается вдруг, а это враг внушает. Поддайся только этому внушению, тотчас энергия ослабеет — а тут близко и опять нестроение. Чтобы не подпасть этой дурной мысли — всякий день, вставая, так себя настраивайте, как бы вы в первый еще раз начинали трудиться на этом пути.

 

Вторая. Ни под каким видом не позволять себе льгот. Пройдет день- другой в трудах самонаблюдения и самопринуждения, враг подойдет и начнет жужжать в уши: «Ну, будет, потрудилась, дай теперь себе немного льготки». Это такое льстивое внушение, что и не подумаешь вдруг, что надо противостать ему, а между тем оно такое злодейское, что только мало поддайся ему, как все внутри взбудоражится. Послабление себе есть то же, что маленькая дырочка в плотине. Только покажись эта дырочка, уж не удержишь плотины, ее непременно разнесет вода. То же внутри нас делает послабление: все размечет, так что восстановление себя надо будет опять начинать сызнова. Побойтесь же сего как самого злого, хоть и сладкоглаголивого врага.

 

2. Течём путём жизни среди ветошей, кои и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и извнутри, и извне охватывают нас и теснят, и очень трудно или и невозможно, чтобы какая из них не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по большой дороге не запылиться. Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, смотр, или осмотр, где какие есть пылинки-ветоши, с другой — баня для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого, чтобы, прошедши то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими и Богу и людям приятными, как деревцо в весну, вновь покрывшееся листьями и цветами.

 

3. Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены.

 

4. ... «Постимся, братие, постом приятным». Горе, когда пост ни нам, ни Богу не приятен. Коль немощны стали мы!.. А все оттого, что праведны... Грешник не станет себя жалеть и, когда восчувствует греховность — тогда держись, грешная плоть!

 

5. ...Великое благо время сие. Бог чрез Святую Церковь благотворно учредил его [пост] для нас немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать всё время жизни своей, хотя сознаём, что она вся, ни мгновения не исключая, должна принадлежать Господу и обращена быть в славу. Это и по самому сотворению нас, а тем паче по искуплению, в коем мы имеемся купленными ценою бесценною, почему и не должны себе принадлежать, а Купившему нас, Который в силу Его, стал нашим Господином, законно требующим, чтоб мы себя Ему предавали и иных господ не накликали на себя, которым, по оплошности нашей, нет числа.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 282 раз

Соцсети