Понедельник, 06 Январь 2020 13:03

Икона праздника Рождества Христова

Автор 

7 января — Рождество Христово. Что означает каждый из элементов праздничной иконы?

 

 

 

Младенец Христос в вертепе — пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображены вол и осел, символизирующие иудеев и язычников. Христос пришел спасти и тех и других.

 

 

 

1. В центре иконы — Богородица. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16).

 

Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что Богородица слышит молитвы всех людей, Она — первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.

 

2. Поклонение Ангелов. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это отсылает нас к воспоминанию рождественских событий в самом начале Божественной литургии.Когда на проскомидии священник поминает всех— и живых, и умерших — членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной — Агничной — просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом — покровцом.

 

3. О поклонении Младенцу Христу волхвов — мудрецов, пришедших, вероятно, из Персии, — рассказывает евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф. 2:16). Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Священнику, а смирну — ароматное вещество для помазания умерших — как Человеку, Которому предстоит умереть.

 

4. Рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2:9).

 

5. В ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстал сонм ангелов, славящих Бога и взывающих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни.

 

6. Пастухи стали первыми свидетелями Рождества. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2:8–11).

 

7. Омовение Младенца Христа. Сюжет призван подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали непосредственными свидетельницами чуда.

 

8. Праведный Иосиф, смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:20–21).

 

Иконография Рождества Христова

Рождество Христово в Евангелии и в истории

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 754 раз

Соцсети