Понедельник, 06 Январь 2020 14:50

Митрополит Владимир. Проповедь на Рождество Христово

Автор 

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).

Такими словами возвещено было миру преславное событие воплощения Сына Божия. И кому было возвещено? Пастырям, простым людям. Однако они тотчас уразумели тайну, возвещаемую им Ангелом, и, оставив всё, поспешили насладиться ею. «Пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь» (Лк. 2:15).

 

Подобно пастырям, собрались и мы все ныне в Вифлееме — в храме Божием, желая уразуметь тайну воплощения. Возможно ли, чтобы кто-либо из христиан не постигал блаженства, приносимого на землю вочеловечением Сына Божия? Возможно ли, чтобы это блаженство оставалось неведомым для кого-либо из нас, находящихся в совместной молитве, начало и цель которой сосредоточиваются во едином: да будет воздана слава в вышних Богу, благоволившему утвердить на земле мир.

 

Святая Церковь из года в год устами Ангела со страниц святого Евангелия благовествует нам о радости Боговоплощения. С одной стороны, она делает это потому, что блаженство, возвещённое Ангелом, так велико, что сколько бы мы ни слушали и ни уразумевали его, оно всегда остаётся обильнейшим источником и размышлений, и радости; с другой — Церковь опасается, чтоб кто-либо из детей её по слабости или по лености не оставался без побуждений к духовной радости. Итак, углубимся ныне в основание радости, возвещённой Ангелом.

 

Уста человека многоглаголивы, язык же Ангелов краток. Возвещая земнородным радость велию, небесный посланник все побуждения к ней заключает в кратких словах: «Ныне родился вам Спаситель» (Лк. 2:11). Слова эти заключают в себе неисчислимые сокровища благодати, как говорят о том богодухновенные учители — пророки и апостолы. Что же возвещают нам в эту святую ночь Ангелы с пророками и апостолами? Они возвещают: радуйтесь, ибо родился Пророк, наставляющий вас на всякую истину; радуйтесь, ибо родился Священник, примиряющий вас с Божеством; радуйтесь, ибо родился Царь, защищающий вас от врагов видимых и невидимых.

 

Родившийся Спаситель возвращает нам свет истины, нами потерянный; возвращает правду, у нас похищенную; возвращает безопасность, нас оставившую.

 

Рождество Христово воссияло миру свет разума!

 

Для научения нас приходит Сам Сын Божий. Тот, Кому в безмолвии внимают сонмы Ангелов, приходит просветить нашу тьму. Человек! Собери все твои недоумения, измысли новые. Пусть они будут темны, как ночь, — не беда: и ночь, как день, пред Ним. Ты не знал, что такое Бог, с кем Его можно сравнить и кому уподобить? (Ис. 40:18). Родившийся — это сияние славы Божией и самый образ существа Его (Евр. 1:3). Ты не знал, откуда ты произошёл? Родившийся — это Тот, Кому Творец твой сказал при создании первого человека: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26). Ты не знал, что будет с тобою за гробом? Родившийся — это Тот, Который в начале... основал землю, и небеса — дело рук Его (Евр. 1:10).

 

Пусть не устрашит тебя величие твоего Господа. Он является для научения тебя, не с громами синайскими, но с кротостью младенческой; избирает местом наставления не город пышный и шумный, а безмолвный вертеп. А чтоб ты не устыдился предстать перед Ним со скотскими твоими наклонностями, — Он первую речь простирает к тебе из яслей; а чтоб поселить в тебе уверенность в Его сострадании к твоим немощам, — проповедь Его начинается слезами.

 

Началом всех грехов наших и, следовательно, вражды нашей против Бога было то, что мы с прародителями пожелали быть, как боги, дерзнули на похищение славы Божией, — а вот Ходатай наш отрекается Божественной славы, принимает зрак раба и делается, как человек. Мы от самого рождения стремимся погрузить себя в удовольствия мира — Ходатай наш из утробы матерней ввергается в бездну лишений, самых тяжких для плоти. Для нас корысть есть, если не единственный (ибо порок не терпит единобожия), то любимый идол, которому мы служим и телом, и душою, — Ходатай наш рождается в столь бедном состоянии, что не находит для себя пристанища. Мы до самого гроба гоняемся за честью и, будучи прах и пепел, не можем терпеть высших нас — Ходатай наш, будучи Господом всяческих, от самой колыбели вписывается в число последних подданных кесаря. Не довольно ли и этого, душа грешная, чтобы возродить в тебе надежду спасения?

 

Сам Бог носит образ наш. О человек! Ты пал, ты пал, но, если можно сказать, не вниз, а вверх, ибо ты пал в глубину Божественной любви.

 

Что же мы, грешные, должны делать, чтобы быть достойными этой любви? Отец Небесный, посылая в мир Сына Своего, то же говорит нам, что некогда говорил Моисею: «Смотри, сделай... по тому образцу, какой показан тебе...» (Исх. 25:40). Спаситель наш для того родился и для того пришёл в мир, чтобы свидетельствовать истину, и наше бытие на земле, в плане Промысла, не имеет другой цели, кроме той, чтобы свет наш светился перед людьми и чтобы все, видящие дела наши, прославляли Отца, Который на небесах.

 

Спаситель наш пришёл дать душу Свою в цену избавления за грехи всего мира, да не будет и для нас меньшей любви, как полагать, в случае необходимости, душу свою за други своя. Спаситель наш явился, чтобы низложить всех врагов нашего спасения, воцарить всюду радость и мир, и для нас нет большей славы, как побеждать собственные страсти, владычествовать над желаниями своего сердца, созидать мир и братство среди людей. Когда мы вообразим в себе эти качества Христа Иисуса, тогда настоящая радость наша будет исполнена и никто не отнимет её у нас. Тогда Сам Иисус Христос, Виновник нашей радости и спасения, вообразится в нас. Аминь.

 

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 525 раз

Соцсети