Среда, 18 Март 2020 13:29

Молитва Ефрема Сирина — о чём она? Часть 1. Грехи

Автор 

Особая покаянная молитва звучит в храмах во время будничных богослужений Великим постом. О чём она — поясняет викарий Киевской Митрополии, доцент КДА архиепископ Бо́ярский Феодосий.

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. 
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. 
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

 

Молитва прп Ефрема Сирина считается кульминацией молитвенного покаяния. С одной стороны, в этой молитве мы просим у Бога избавить нас от грехов, которые мешают покаянию, с другой стороны, просим о добродетелях, которые помогают покаянию.

 

Поскольку пост — это период сугубого покаяния, и все великопостные молитвы — о покаянии, то молитва прп Ефрема Сирина, как кульминация молитвенного покаяния, читается в Великий пост под сводами храма ежедневно.

 

Начинают читать молитву прп Ефрема Сирина накануне Великого поста, ещё на Масленой неделе. Затем — в течение всего поста, кроме субботних и воскресных дней, вплоть до среды Страстной седмицы, когда эта покаянная молитва читается в последний раз. Возобновляется чтение этой молитвы в Рождественский пост.

 

Праздность = ничегонеделание?

 

Не просто так молитва прп Ефрема Сирина начинается просьбой избавить нас от этих грехов. Они являются фундаментом всему остальному.

 

Казалось бы, что такое праздность? На самом деле, праздность порождает, как снежный ком, массу грехов и может привести человека к погибели. Некоторые считают, что праздность, поскольку слово происходит от «праздник», — это увеселительное препровождение времени, веселье, праздничное настроение, ничегонеделание, уклонение от трудов. Но это не так.  Праздность — это когда человек ничем не занимается вообще. А когда человек ничем не занимается, например, сидит дома, то в этом состоянии праздности он ищет, чем наполнить свою душу и свою жизнь.

 

Человек — существо, ищущее удовлетворения своим творческим потребностям, удовлетворения своему жизненному направлению, своим эмоциям, поэтому просто не может пребывать в бездействии. Если человек, пребывая в праздности, найдёт себе всё-таки то, что его будет интересовать, то это будет не что иное, как грех. Он придёт к чему-то такому, что принесёт ему удовольствие, но то, что разрушит его душу и его жизнь. Это один из выходов из праздности.

 

Как возникает уныние? 

 

Второй выход из праздности — уныние. В молитве прп Ефрема Сирина говорится, что «дух праздности, уныния... не даждь ми». Например, верующий человек пребывает в праздности и не находит себе занятия — и начинает унывать. Да и не только верующий. Если человек не верующий не нашёл выхода из праздности, как сказали выше, — в грех, то тоже начинает унывать.

 

Причём, когда мы молимся и просим Бога избавить нас от праздности, то в первую очередь мы несём ответственность за себя. И избавляться от праздности должными методами и правильными духовными инструментами, которые нам даёт Церковь, мы должны, прежде всего, сами. Но есть ещё и момент отеческий. Если ребенок в семье пребывает, не зная, чем заняться (а родителю так проще жить, не вникая в жизнь своего малыша и не давая ему развивать те таланты, которые ему дал Бог), если игумену монастыря безразлична жизнь братии (он живёт своей жизнью, а братия пребывает в праздности), —  то ответственность за эту праздность и её последствия будет нести тот, кто эту праздность попустил и не дал возможности своим чадам, будь то по плоти или духовным, наполнить свою жизнь тем, что бы приносило радость от творческого развития и развитие дарованных им Богом талантов.

 

 

Фото psiart.dp.ua

 

Что такое депрессия? Как её не допустить?

 

Если эта праздность перетекает в уныние — это страшно. Человек верующий может идентифицировать у себя уныние — и духовными лекарствами с ними бороться. А вот человек неверующий своё уныние постепенно может запустить до состояния депрессии, которую иначе как лекарствами уже не излечить.

 

Любой человеческий грех, будучи запущенным, может перерасти в состояние патологии тела. Болезнь души передаёт недуг телу. «Унылый дух сушит кости» (Прит. 17:22), — говорит нам Священное Писание.

 

Что такое депрессия? Некоторые считают, что нужно просто  человека встряхнуть немножко, — и он избавится от депрессии. Нет. Многие находятся в депрессии как в патологии, и её уже нужно лечить таблетками. Но её начало было там — в духе уныния, когда человек не знал, чем заняться, и не знал духовных лекарств, не понимал, как творчески реализоваться в жизни, либо при попущении своих родителей, своих начальников вошёл в такое состояние.

 

Но пока человек на земле, Господь даёт методы и возможности исцеления. Пока человек на земле, можно и тело восстановить, и душу излечить. Любой падший человек, пребывая даже в самом глубоком унынии, может стать святым, но — исправившись и выбравшись из него.

 

Празднословие — это когда много говоришь?

 

Празднословие, как грех, не может измеряться количеством сказанных слов. Любое слово, как производное от мысли, подобно воздушному шарику: надувается — улетает, надувается — улетает. Но воздушные шарики терпят в себе пустоту, а вот наши слова не терпят в себе пустоты. Порой человек говорит, говорит, говорит... но его слова не наполнены смыслом. Такая способность у людей бывает. Более того, очень часто психически не здоровые люди, например больные шизофренией, говорят очень много, но их слова также лишены объективного смысла.

 

Когда человек начинает говорить слова пустые, то со временем они наполняются его эмоциями. «От избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12:34). Наше сердце наполняется тем, что мы говорим. Если мы сознательно наполняем наши слова, контролируем то, что мы говорим, либо мы в добром духовном расположении, например после принятия Святых Христовых Таин, и наполняем слова благодатным духовным смыслом, положительным смыслом, что ведёт в вечность (пусть это не разговор о Боге, о духовной жизни, а просто общение с людьми), то такие слова, даже если их много, даже если они звучат с утра до вечера, нельзя назвать празднословием.

 

 

Фото nanoreview.net

 

Но дело в том, что, бывает, мы наполняем наше многословие правильным смыслом лишь в силу живущих в нас страстей. В таком случае наши слова начинают наполняться хорошим воздухом, но с небольшим дымком или каким-то газом ядовитым, а постепенно наше сердце наполняет «воздушные шарики» уже ядом. А уже вскоре и вовсе летят «воздушные шарики», наполненные дымом осуждения, празднословия. Это происходит с людьми, которые, казалось бы, стараются жить по-православному, но по чуть-чуть, не с бухты-барахты, обманывая себя, начинают прибавлять яда в слова. И когда наши слова становятся такими (их может быть даже немного, но они ядовитые и празднословные), то за каждое из них мы дадим ответ.

 

А апостол Иоанн говорит, чтобы «и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3). Если наше общение такое, как заповедал апостол, даже если оно со многими словами, я думаю, оно не вменится нам в празднословие.

 

 

По материалам официального сайта УПЦ.

Молитва Ефрема Сирина — о чём она? Часть 2. Добродетели

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 273 раз

Соцсети