Пятница, 20 Март 2020 16:31

Молитва Ефрема Сирина — о чём она? Часть 3. Как не осуждать?

Автор 
Молитва Ефрема Сирина — о чём она? Часть 3. Как не осуждать? news.church.ua

Одно из прошений великопостной молитвы прп Ефрема Сирина звечит так: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Как избежать греха осуждения? Советует викарий Киевской Митрополии, доцент КДА архиепископ Бо́ярский Феодосий.

 

 ***

Каждый человек находится в образном яйце, и из скорлупы невидения собственных грехов ему кажется, что он — хороший. Знаете, любой мерзавец, насильник, подлец кажется себе очень хорошим. А какие-то свои очевидно недобрые поступки или даже преступления против общества он оправдывает либо стечением обстоятельств, либо тем, что «так просто случилось», либо тем, что «есть люди, куда хуже меня самого».

 

Господь нам постоянно стучится в эту «скорлупу». И Великим постом эту «скорлупу» можно хоть немножечко разрушить. Господь стучится к нам с предложением покаяния, с предложением разбить «скорлупу» и выйти наружу, хотя бы ненадолго. Ведь все великопостные молитвы и богослужения направлены на то, чтобы разрушить нашу «скорлупу». И иногда это случается с человеком чудесным образом.

 

Мы слышали неоднократно о том, что некий человек, далекий от Церкви, приезжает с паломнической группой, больше ради интереса, на Святую Землю, ко Гробу Господнему, — и вдруг с его глаз будто спадает пелена, он начинает видеть себя изнутри, он начинает плакать слезами покаяния. Происходит момент перерождения... Бывает и по-другому. Порой совершенно неожиданные обстоятельства располагают человека ко встрече с Богом. Потому что покаяние — это всегда встреча с Богом.

 

Но верующий человек должен сам пытаться разрушить свою «скорлупу», свою «засахаренность» — будто он «хороший молодец, ведь все вокруг такие плохие, а он еще и ничего». Пусть мы говорим, что «я самый грешный из грешнейших», но мы ведь знаем и должны себе признаться, что смиреннословие — это первый признак тщеславия. Верующий человек должен стремиться достичь видения своих грехов и покаяния во время Великого поста. И в какой мере он этого достигнет, в такой мере не будет осуждать окружающих. Но эта лучшая соль осолит наше внутреннее состояние и не даст нам совершать грех осуждения.

 

Но вести борьбу со своим грехом осуждения каждый должен сам. Что для этого нужно делать? Нужно попробовать начать относиться к окружающим людям, как к самым близким.

 

Где разница между осуждением и рассуждением, между осуждением человека и констатацией факта о нем, как, например: он — наркоман? В этом случае я осудил или просто констатировал факт? Или когда я сказал о человеке, что он, например, вор — я осудил его или снова констатировал факт? Как мы скажем о страдающем наркозависимостью сыне нашего недруга, который говорит за нашей спиной плохо и которого мы видеть и знать не хотим. Мы скажем: «Его сын — наркоман». Но и наш сын страдает зависимостью, и о своем сыне скажем: «Мой сын — наркоман». С разным ли расположением сердца мы назовем сына нашего недруга наркоманом и собственного сына наркоманом? С противоположным расположением сердца. В случае с сыном — это будет горе моего сердца, и, называя его наркоманом, мы не осуждаем. А словами о том, что сын недруга — наркоман, мы осуждаем. Все кроется во внутреннем расположении человека, что бы он ни говорил. Даже позитив о другом человеке может быть с подтекстом осудительным.

 

Святой авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» говорит об осуждении точно и интересно. Думаю, всем очень полезно будет перечитать эту книгу во время поста и обратить внимание, в том числе, на обсуждаемый момент. Святой отмечает, что иное дело осудить поступок человека, а иное дело осудить расположение души человека (св. авва Дорофей: «Иное дело злословить, а иное осуждать или уничижать. Злословить значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил, или погневался, или другое что не доброе сделал... А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а это тяжкое прегрешение». — ред.). А как мы обычно осуждаем людей? Мы осуждаем само расположение души. Случайно узнали о том, что человек то-то совершил — и он для нас уже непорядочный. От осуждения надо избавляться. Осуждение лишает нас милости Божией, лишает нас возможности получить прощение в своих собственных грехах. «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).

 

В то же время, есть люди, которые, вроде бы, живут, как все, впадают в грехи, как все, но никогда никому никакого плохого слова не сказали. Говорю о верующих людях. Думаю, таким людям Господь Своего осудительного слова на Страшном суде не вынесет, но оправдает их во всем, если они оправдывали окружающих.

 

 

По материалам официального сайта УПЦ.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 384 раз

Соцсети