Версия для печати
Суббота, 25 Сентябрь 2021 20:20

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира «Крест Христов»

Автор 

Вся наша планета усеяна памятниками. Эти памятники поставлены людям, их гению, труду, открытиям и героизму.

Поставлены они благодарными детьми, родителями или обществом. однако над ними возвышается единственный и неповторимый памятник, который поставлен никоим образом не из любви или благодарности, не доброй памятью или по благоприятному случаю. Возведён он из злобы, ненависти и коварства человеческого. Памятник этот — Крест Христов, к которому люди пригвоздили своего Спасителя и Бога.

 


И стоит этот Крест над всем миром, являя всем народам Божию милость и благоволение, являясь, в то же время, свидетельством человеческой неблагодарности.

 

Крест — орудие позора — стал орудием спасительной силы и святости. Символика спасительного Древа, которая неразрывно связана с Крестным Древом Голгофы, издавна прослеживалась христианами в Священном Ветхозаветном Писании. Прообразы животворящего Древа, дарованные древнему Израилю и символизирующие надежду на будущее освобождение из плена греха, вспоминаются в библейском тексте неоднократно. Это и Ноев Ковчег, и древо, дарованное Господом Моисею. Спасение во времена ветхозаветных праведников и пророков является через дерево как прообраз спасительной Жертвы на Древе Креста. Потому что в будущем распятии Спасителя грех, который вошёл в мир через дерево, будет поднят именно на дерево и уничтожен на нём Христом. «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились», — говорит святой апостол Пётр (1 Петр. 2:24).

 

Мы особенно ярко и ясно видим ту взаимосвязь, которая прослеживается между двумя библейскими рассказами: историей грехопадения и рассказами евангелистов о Голгофской Жертве. «От древа грех, и в древе спасение», — говорит святой Кирилл Иерусалимский.

 

Необходимо отметить, что сила Креста была для христиан настолько же видима и очевидна, насколько непостижимым казалось чествование Крестного Древа в глазах как традиционно иудейского, так и языческого мира. «Мой дух — прах перед Крестом, который для неверующих искушение, а для нас спасение и вечная жизнь», — говорил Игнатий Богоносец во II веке. Конечно же, искупительная жертва крестной смерти Господа Иисуса Христа в корне изменила христианский взгляд на крест, который после Воскресения Христова стал символом победы над смертью, знамением человеческого спасения и знаком торжества и славы Христианской Церкви. Величество дел, совершённых на земле Спасителем мира, Его чудеса и Божественное учение достигают своей высоты в Его крестной смерти и Воскресении. Крест является центральным моментом в тайне искупления мира и человеческого спасения. Через Крест произошло откровение миру предвечной Божией Любви. Глядя на Крест Христа, древний мир понял, что Бог торжествует не так, как может торжествовать человек. Торжество Божие в любви, в преданности, в жертвенном служении миру.

 

Орудие позорной казни Господь Иисус Христос освятил Своими страданиями и Своей Кровью, сделав его орудием нашего спасения. Крест стал жертвенником, на котором была принесена всемирная искупительная Жертва. Крест является видимым проявлением верований христианства, является кратчайшим символом веры. Под этим знамением победы проходит вся жизнь христианина. Если христианин испытывает поражение, то это потому, что он забыл своё знамя, осквернил его, совершая греховные и злые дела с крестом на груди. Христианин должен взять своё знамя, поднять его и освятить им свою жизнь.

 

Крест Христов — это не только Древо Крестное. Это и крест духовный, который несут люди. Кресты человеческие — это болезни, трудности, беды и испытания.

 

Если христианин продолжает грешить, то он увеличивает тяжесть креста Христова. Побеждая грех, человек облегчает крест Христов, становится соучастником великой миссии искупления, соучастником Христова крестоношения. Именно поэтому распятое на Кресте тело Спасителя воспринимается как победный символ торжества безграничной Божией благодати, как раскрытая книга Слова, которую можно созерцать, постигая вечную сущность бытия. Аминь.


2005 г.

 

По книге «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: Послания, проповеди, речи, интервью» (Киев, 2005).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1829 раз
Редакция

Последнее от Редакция