Четверг, 03 Декабрь 2020 17:07

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира на Введение. Храм Божества

Автор 

Священно событие введения трёхлетней Девы Марии в Иерусалимский храм. Этот праздник является предвестием благоволения Божия к человеческому роду. Оно является проповедью спасения, обещанием Христова пришествия.

В спасительные дни, которые предшествуют праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, хочется более искренне, чем раньше, молиться Той Преблагословенной, Которая является Источником нашей радости и спасения, Которая послужила великой тайне Боговоплощения.

 

В акафистном песнопении Церковь называет Богоматерь Зарёй, Которая предвещает Солнце — нашего Спасителя. Называют также и Лучом разумного Солнца, Светилом незаходимого Света, поскольку Божия Матерь просвещает нас светом Сына Своего, просвещает всеми путями и средствами, а их множество. Вспомним об одном из них — святой храм.

 

Храм Божий был неотъемлемой частью великого приготовления Приснодевы к Богоматеринству. Трёхлетней отроковицей Пречистая была приведена в храм родителями, праведными Иоакимом и Анной, чтоб выполнить данный ими обет. Сопровождаемую девами, при входе в храм встретил Её первосвященник Захария, который, выполняя веление Божие, ввёл Её во Святая Святых, куда имел разрешение входить лишь первосвященник, и то лишь раз в год. В храме Богоотроковица находилась в общении с Ангелами.

 

В храме ткалась та Божественная ткань, которой надлежало окутаться Господу, Который принимал человеческое тело. Пречистая должна была отделиться от скверны греховного мира и приблизиться к миру ангельскому. И только святой храм был достоин стать Её жильём. Введение Её в храм, как отдаление от мира ради общения с Ангелами и упокоения в Боге, является образом монашеского посвящения, принятия Первоинокиней ангельского образа, который Ей, как Богоматери, в будущем нужно было превысить, ибо стала Она и Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Она освятила Собой образ иноческого предстояния перед Богом, которое в глубине сердца одинаково нужно и доступно каждому христианину.

 

Ветхозаветный храм был единственным богоносным местом на земле как «скиния присутствия Божия», как дом Божий. Здесь человеку дан встретиться с Богом. Слава Божия наполняла скинию и храм Соломонов. Святая Святых содержала ковчег Завета, объятый крыльями Херувимов, где слышан был голос Божий (Числ. 7:89). Однако ветхозаветный храм представлял собой лишь прообраз грядущего Богоявления в мире. Истинным местом боговселения, храмом Божиим, должен был стать сам человек. И этим Храмом, который вместил Невместимого, стала Дева Мария. Вся жизнь ветхозаветной Церкви была приготовлением Пресвятой Девы. Сама Дева является Храмом в храме, его истинной Святая Святых, одухотворенным Божиим кивотом. Появление Её в храме знаменовало собой границу обоих Заветов, Ветхого и Нового, Она завершила первый и открыла второй. В лице Девы Марии небо приклонилось к земле.

 

Но, рассуждая о горнем, не забудем и земного. Приснодева, Храм Божества, была и является истинным человеком. Её служение было также и человеческим. И Её небесная высота достигалась путём жертвенным, указанным для всех нас Её Божественным Сыном. Храму была принесена Её первая жертва дочерней любви, что отвечала жертве и любви родителей. Дева в храме призывает нас всех в храм; как и Она, мы должны приносить в храм себя, свою чистоту, непорочность, молитву и любовь.

 

Многие девы сопровождали Божию Матерь в священное жилище, в храм. К этой процессии, возглавляемой Преблагословенной, присоединяется в веках всё христианство, ибо христианская жизнь и есть непрерывная поступь к храму, и через храм — к Небесному Иерусалиму. Аминь.

 

2004 г.

По книге «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: Послания, проповеди, речи, интервью» (Киев, 2005).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 812 раз