Понедельник, 14 Июнь 2021 23:24

Южный форпост столицы

Автор 

28 лет назад, 15 июня 1993 года, была совершена первая после десятилетий запустения Литургия в Голосеево.

Еще с княжеских времен южные окрестности Киева имели огромное оборонительное значение. Такое положение вещей объяснялось близостью степи и регулярными набегами кочевников, вторгавшихся на Русь именно с «полуденной стороны». Из века в век здесь проходил рубеж, на котором зачастую решалась судьба не только столицы, но и всего государства. Но не одними мечами защищались наши предки от врагов. В дремучие леса к югу от Киева уходили те, кто не смог обрести уединение и покой в шумном городе. Эти ищущие и жаждущие Бога люди поселялись в склонах многочисленных яров, в дуплах старых дубов или просто под открытым небом, чтобы стать живым щитом между видимым миром людей и невидимым миром духов злобы поднебесной.

 

Одним из мест такого стояния с XVII века стало Голосеево, а точнее — Голосеевская пустынь. Обитель переживала периоды расцвета и упадка, дважды закрывалась и один раз была полностью превращена в руины. Но после каждого такого удара она оправлялась и поднималась вновь, достигая высот больше прежних. Очередной период расцвета святыни начался в июне 1993 года. 

 

Детище Петра Могилы

 

Откуда же произошло название Голосеево? По наиболее известной версии, именно в этой местности убитые горем женщины и старики провожали стонами и рыданиями уводимых в плен мужчин и детей, голосили по ним. Еще одна красивая и грустная легенда рассказывает, как в давние времена в местных чащах жестокий разбойник удерживал свою возлюбленную, которая не отвечала ему взаимностью. Ее громкий безутешный плач долгие годы разносился ветром над местностью. Также существует гипотеза, что Голосеево когда‑то было местом съездов знатных киевлян, на которых они голосовали и выбирали своего князя.

 

 

Свт. Петр Могила, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Портрет, XVII ст. Холст, масло

 

Но многие ученые выдвигают и менее романтичную версию. Как известно, южные окрестности Киева чаще других пригородов подвергались нападениям степных орд, выжигавших все дотла и не оставлявших после себя ничего живого. Впрочем, земли быстро восстанавливались, и вместо уничтоженной растительности уже спустя год после очередного набега появлялись новые заросли. Так, по‑видимому, когда‑то случилось и здесь — на голом вытоптанном месте посеялся (возможно, и не без вмешательства человека) и вырос густой лес, который и назвали Голосеевом. В пользу этого предположения говорит и старинная форма написания — «Голосѣевъ», где четко прослеживается корень «сѣѧти», а не «голосити».

 

Как вполне конкретная местность Голосеево впервые упоминается в документах XVI века — в 1541 году великий князь литовский и король польский Сигизмунд Старый подарил эти земли Выдубицкому монастырю. Однако уже в 1604 году хутор Голосеевский значится в качестве владений Киево-Печерской Лавры. С той поры судьба урочища и возникшего здесь монастыря неразрывно связана с обителью Антония и Феодосия.

 

Примерно в то же время через хутор приходилось проезжать знатному юноше Петру, сыну сверженного и убитого господаря Молдавии Симиона Мовилэ. Место настолько понравилось шляхтичу, что спустя многие годы, пройдя трудный иноческий путь и взойдя на древнюю кафедру митрополитов всея Руси, он сделал Голосеево своей резиденцией. Сюда владыка спешил каждое лето — отдохнуть от городской сумятицы и погрузиться в одному ему ведомые думы. Мы знаем этого человека как святителя Петра Могилу. Именно он стоит у истоков современной истории Голосеевской обители.

 

Еще будучи архимандритом, Петр Могила устроил здесь в 1631 году небольшой скит с храмом, кельями и садом. Деревья святитель высаживал сам, разместив их по плану Великой лаврской церкви — Успенского собора. Скитский храм был освящен в честь великомученика Иоанна Нового — покровителя Молдавии, которого в качестве своего небесного патрона почитали и князья Мовилэ. Мощи этого святого были одной из главных святынь обители, являясь своеобразным символом единения во Христе двух близких по духу и по вере православных земель.

 

На рубеже эпох

 

С XVII века и вплоть до возрождения в эпоху независимой Украины судьба Голосеево была неразрывно связана с Киево-Печерской Лаврой. Основанный святителем Петром Могилой скит был центром крупного хозяйственного комплекса, служившего одной из опор благополучия древней обители. Однако пустынь выполняла не только экономическую функцию. Она, как и при Петре Могиле, продолжала играть роль своеобразного подворья, в котором действовало два храма.

 

 

Деревянный храм XVIII ст. в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», перенесенный из Китаево 

 

После изъятия церковных земель в государственную казну в конце XVIII века Голосеевский скит снова, по сути, ликвидировали, оставив в нем лишь фермерское хозяйство. Богослужебную утварь постепенно раздали другим монастырям и приходам.

 

Второе рождение

 

В 1831 году после возвращения Лавре некоторых древних привилегий ее начальство решило возвести в Голосеево храм. Для этого был вырыт внушительных размеров котлован и заложен крепкий фундамент, на котором затем поставили срубы, перенесенные из Китаевской пустыни. Там уже стояли целых три церкви, две из которых не использовались ввиду уменьшения числа иноков. Одну из них, вполне еще пригодную для служб, и перенесли в скит, некогда устроенный митрополитом Петром. Освятили ее, как и во времена Могилы, в честь великомученика Иоанна Нового.

 

 

Митрополит Филарет (Амфитеатров) 

 

В октябре 1831 года Его Высокопреосвященство митрополит Евгений (Болховитинов) распорядился, чтобы в Голосеевскую церковь из Китаево была перенесена частица мощей великомученика Иоанна Нового. Ее поместили в медном позолоченном ковчежце над царскими вратами и опускали для молитвенного поклонения верующих. Так в обитель вернулась ее главная святыня. А в 1833 году в Голосеево привезли и колокол, некогда отлитый по указанию архимандрита Иоасафа (Кроковского). Постепенно отстраивались братские кельи, пополнялось число насельников. Впрочем, это было лишь начало. В полной мере подвижническую жизнь в Голосеевской пустыни возродил преемник владыки Евгения — митрополит Филарет (Амфитеатров).

 

Подвижник практически собственноручно возвел здесь несколько зданий, среди которых — новый Покровский храм с двумя приделами, корпус с домовой церковью во имя преподобного Иоанна Многострадального и несколько отдельных келий. В 1852 году возведенный двадцатью годами ранее деревянный храм во имя великомученика Иоанна Нового был переименован в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». А в праздник Преображения Господня 1853 года митрополит Филарет с одобрения Духовного собора Киево-Печерской Лавры даровал новое официальное название пустыни — Свято-Покровская.

 

 

Так выглядела обитель при владыке Филарете (Амфитеатрове). Фото второй половины XIX ст. 

 

Самой грандиозной постройкой дореволюционного времени в Голосеево стал каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Его возвели по инициативе митрополита Иоанникия (Руднева). Епархиальный архитектор Евгений Ермаков спроектировал здание в стиле московских церквей XVI века — с пятью куполами, резными элементами и вычурными формами. Строительство длилось два года, и 17 октября 1912 года величественный храм был освящен. Он стал последним крупным сооружением на территории пустыни, возведенным до прихода к власти безбожников, и простоял всего тридцать лет, разделив трагическую участь всей обители.

 

Смерть и воскресение

 

Огромным ударом и предвестником тягостных лет стала смерть старца Алексия (Шепелева) в марте 1917 года. В январе 1918 года семеро неизвестных вооруженных человек пришли в Голосеевскую пустынь, обыскали монашеские кельи и у некоторых монахов забрали деньги. А весной вооруженные люди избили до полусмерти начальника пустыни игумена Глеба (Ковалевского), забрали из церковной кружки 19 рублей, обыскали ризницу и, не найдя ничего ценного, уехали из обители.

 

Летом 1919 года вся пустынь перешла в ведение Народного комиссариата просвещения с ее последующей передачей Академии наук Украины. Приспосабливаясь к новым реалиям, монахи создали сельскохозяйственную и ремесленную трудовые общины, но земли, выделенной властями под хозяйство, было явно недостаточно.

 

 

Покровский собор и часть ограды. Эти каменные постройки возведены при владыке Филарете при его непосредственном участии. Фото конца XIX ст. 

 

В феврале 1920 года в Голосеево приехала ведомственная комиссия и описала все богослужебное имущество обители. Вскоре эти святыни отнимут, часть продадут, часть металлических изделий переплавят, что-то отдадут в музеи. Но так поступят лишь с немногими священными предметами. Большинство же из них попросту уничтожат как «не представляющий культурной ценности культовый хлам».

 

В 1923 году все монастырское хозяйство и лесничество были отданы в казну. Насельников Голосеевской пустыни стали теснить еще больше. А 19 декабря 1927 года было принято решение закрыть два голосеевских храма. В середине 1930‑x они были разрушены.

 

 

Монашеское кладбище у стен старой церкви в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Фото конца XIX ст. 

 

После практически полного опустошения монастыря его строения были распределены между жителями столицы, границы которой добрались до Голосеево, и различными ведомственными структурами. Постепенно жители корпусов и домиков стали переезжать в многоэтажки, и пустынь начала зарастать бурьяном.

 

Новый этап в жизни обители начался в 1993 году. Начальником возрождаемого лаврского скита был назначен игумен Исаакий (Андроник). Первое богослужение было совершено под открытым небом 15 июня, в день памяти великомученика Иоанна Нового.

 

В 1996 году Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, благословил на основе Голосеевской пустыни создать самостоятельный мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. Его наместником стал архимандрит Исаакий.

 

Утром 18 мая 2006 года совершилось знаменательное событие — обретение мощей матушки Алипии (Авдеевой), выбравшей в качестве подвига тяжелый крест юродства. Она прожила на территории заброшенной пустыни последние девять лет своей жизни и почила в 1988 году. Сегодня ее останки покоятся в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

 

 

 

Голосеева пустынь: уголок молитвы в джунглях мегаполиса

Епископ Исаакий (Андроник): Будем подражать Христу!

Монастырская школа мастеров. Чему учат молодёжь в одной из киевских обителей?

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 536 раз