Среда, 30 Декабрь 2020 15:04

Чтобы звать людей на небо, не обязательно быть священником

Автор 

Пять вопросов преподавателю катехизаторских курсов при КДАиС, кандидату юридических наук Марине Самофал.

— Почему Вы стали миссионером? Согласитесь, даже в наше время это необычное занятие для девушки. Как это случилось?
— Я занимаюсь больше катехизацией, чем миссионерством, то есть занимаюсь в основном с людьми уже крещенными, желающими изучить свою веру. А получилось это чудесным для меня образом. Если бы мне когда-то сказали, что я буду катехизатором, я бы не поверила, потому что я — совершенно непубличный человек.

 

Так случилось, что на заре моего воцерковления Бог привел меня на катехизаторские курсы при Киевских духовных школах. Годы обучения на курсах я до сих пор вспоминаю с большой теплотой — именно там была заложена какая-то важная основа. По окончании курсов захотелось продолжить обучение в этом направлении, углубиться, но исключительно для себя, и я поступила на дистанционное отделение Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) на программу «Теология».

 

Обучение было настолько интересным и насыщенным, что стали появляться мысли о необходимости делиться полученной красотой с окружающими. Осознанно преподавателем я себя не представляла, но было большое желание как-то потрудиться на ниве катехизации. Одновременно пришло понимание, что изучаемое в ПСТГУ — это только вершина огромного пласта церковного предания, который еще предстоит изучить. Как потом оказалось, в его освоении мне очень помогла моя профессия юриста с её необходимостью анализировать большие массивы информации, опыт написания диссертации и само преподавание.

 

И вот, оканчивая ПСТГУ, я пришла к покойному архимандриту Аристарху (Лебедеву), основателю и бессменному куратору лаврских катехизаторских курсов, с которым я была знакома много лет, который, кстати, и благословил меня поступать в университет, и предложила свою помощь в организационных вопросах. А батюшка предложил преподавать Священное Писание Нового Завета. «Наблюдайте события вашей жизни», — говорили Оптинские старцы. По сути, отец Аристарх в меня поверил. Так все и началось.

 

Буквально через несколько месяцев после начала моего первого учебного года в качестве преподавателя мне предложили вести занятия по изучению Священного Писания в соборе вмч. Георгия Победоносца в Киеве, а дальше последовали и другие предложения, ни одно из которых я не искала.

 

Удивляясь каждому новому предложению и соглашаясь, я размышляла так: если Богу не угодна такая деятельность, всё развалится. Ведь не секрет, что некоторые люди немного скептически относятся к женщинам-катехизаторам. Однако на моем пути встречалось много священников, которые в ответ на мои сомнения неизменно говорили, что для того, чтобы звать людей на небо, не обязательно быть священником или хотя бы мужчиной.

 

Кроме того, когда о Боге говорит мирянин (что в нашей Церкви не частое явление), многими людьми это воспринимается иначе, чем если говорит священник. Возможно, это объясняется тем, что общение идет на равных, отсутствует статусный барьер, и люди меньше боятся задавать «глупые» вопросы. Так что, выходит, как в армии — есть генералы (священство), а есть адъютанты (миряне-помощники).

 

— Зачем изучать Священное Писание? Что это может дать современному человеку?
— Отношения между Богом и человеком — это отношение двух личностей, которое происходит через диалог. Мы говорим с Богом через молитву, а Священное Писание — это Слово Божие, через него Бог говорит с нами. Через Писание мы можем узнавать Бога, узнавать Его волю. Если мы любим человека, мы хотим знать о нем всё, что он любит и чего не любит, нам важно каждое его слово. Такой же принцип работает и в отношениях с Богом.

 

Так что, любовь к Писанию — это индикатор любви к Богу. В Писании можно найти ответы буквально на все вопросы. И еще у него есть удивительное свойство — читая, каждый раз человек видит что-то для себя новое и нужное в данный момент жизни: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Поэтому значение изучения Писания во все времена одинаково, и сегодня, и тысячу лет назад.

 

— Можно ли освоить Библию самостоятельно, ведь сейчас существует масса литературы по толкованию Священного Писания?
— Можно, но сложно. В любом серьезном деле нужна системность — нельзя строить дом без фундамента. Нужно понимать, с чего начать и чем окончить. В этом как раз смысл катехизаторских курсов и групп по изучению Писания при храмах — заложить фундамент, научить как, что и где искать.

 

Литературы действительно много, и она очень разная по качеству. Не стоит забывать, что важнейшая черта Писания — богодухновенность. У каждой книги Священного Писания есть свой автор, конкретная историческая личность, но написаны они под водительством Духа Святого. Значит, правильно понимать Писание можно только пребывая в Духе Святом.

 

Отсюда самый выверенный и надежный путь изучения Писания — руководствоваться толкованиями признанных отцов Церкви, т.к. это люди, пребывающие в Духе Святом. Еще одним важным условием является пребывание в Церкви самого человека, изучающего Священное Писание. Ведь только в таинствах церковных дается благодать, в т.ч. и для правильного понимания написанного отцами.

 

Это, конечно, не исключает возможности думать самостоятельно и знакомиться с трудами современников, ведь Дух дышит, где хочет. Да и свойство Священного Писания таково, что то, что написано в конкретной исторической ситуации (к примеру, письма апостолов к конкретным общинам), имеет значение для нас в наши дни. Вопрос только в том, как сказанное применить к нам, не всегда связь очевидна. Прежде чем это делать, нужно иметь внутренний компас, настроенный по святым отцам. Изучение Писания — это целожизненное занятие, но в этом процессе важно начало, фундамент. Очень опасно увлекаться толкованиями от ветра главы, своей или чужой.

 

— Какая ваша любимая цитата из Писания? Что в ней для Вас особенного?
— Для меня очень важно осознавать, что Бог особенно промышляет и заботится о каждом человеке, в этом проявляется Его любовь и неповторимость отношений с разными людьми. Поэтому моя любимая цитата из Евангелия от Матфея: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31).

 

— Ваше преподавание церковных наук — это увлечение юности или дело, которому хочется посвятить всю свою жизнь? Когда появятся семья и дети, как Вы будете совмещать новый статус и прежнее миссионерское служение?
— Я не сторонник загадывания наперед, поживем увидим, как Бог даст. Но одно знаю точно: для преподавания Слова Божия нужно некоторое внутреннее горение, которое дается от Бога, но и самим человеком оно должно поддерживаться. А если есть это горение, то вопрос совмещения статусов — это не проблема, а всего лишь задача, которую нужно решить.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1298 раз