Четверг, 10 Октябрь 2013 22:51

Епископ Обуховский Иона: «Соединенные Штаты — это Советский Союз времен Брежнева»

Автор 

Прошлым летом председатель Синодального молодежного отдела УПЦ, наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона побывал в США.

Главный «молодежный» архиерей Украины участвовал в праздновании дня памяти святителя Иоанна Шанхайского. В рамках визита владыка посетил православные святыни Америки, встречался с молодежью и паствой РПЦЗ. Журналу «ФОМА в Украине» он рассказал об особенностях социального служения в экономически благополучной стране, о почитании святителя Иоанна Шанхайского и пояснил, зачем современным американцам православие.

 

― Какова была цель Вашей поездки в Соединенные Штаты? В каких городах Вы успели побывать?
― Мы ездили по приглашению Западно-Американской епархии РПЦЗ. С викарием этой епархии епископом Сиетлийским Феодосием я знаком еще по Киево-Печерской Лавре. Он был одним из первых насельников восстановленного монастыря. Владыка Феодосий сам киевлянин. Он часто бывал в Киеве, когда жива была его мама ― схимонахиня Иоанна. Во время этих визитов мы встречались, а теперь владыка пригласил нас в Штаты, чтобы показать, как там ведется работа с молодежью, и обменяться опытом. Епископ Феодосий отвечает за работу с молодежью в РПЦЗ.


Были главным образом в Сан-Франциско. Это кафедральный город архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского. Сейчас эту епархию возглавляет архиепископ Кирилл, который является членом Священного Синода РПЦЗ. Мы также совершили несколько поездок в православные храмы и монастыри.

 

― Насколько активна Православная Церковь в США в плане социального служения, ведь защищенность граждан Америки выше, чем, к примеру, у нас?
― Социальная работа Церкви, действительно, более актуальна для нашей страны, где государство не выполняет своих функций. В Америке социальная защита населения находится на достаточно высоком уровне. Только те люди, которые сознательно поставили себя вне действия американских законов, имеют проблемы с социальной защищенностью и с доступом к медицине. Подавляющее большинство законопослушных граждан США обеспечены всем необходимым.


Как я понимаю, социальная деятельность РПЦЗ ведется в направлении заботы о пожилых одиноких прихожанах. Пожилые люди больше всего страдают от недостатка общения. В первую очередь, это касается русских, которые находятся в иноязычной среде.


В Сан-Франциско в относительно благополучные 50–60-е годы, когда был наплыв русских эмигрантов, приехавших из послевоенной Европы и коммунистического Китая, было куплено достаточно много недвижимости в центре города, где разместились различные церковные и благотворительные учреждения. В те годы был построен кафедральный собор ― один из самых больших православных храмов США.

 

― Кто сейчас является прихожанами Русской Православной Церкви Заграницей?
― Состав очень разнообразен. Мы знаем, что РПЦЗ еще пять лет назад находилась в изоляции от остального православного мира. Она не имела евхаристического общения с Московской Патриархией и другими Поместными Православными Церквями. Из-за этого состав прихожан был узко национальным. В основном это были русские эмигранты или потомки эмигрантов и малый процент воцерковляющихся американцев.


Со времени подписания Акта о восстановлении евхаристического общения с Московской Патриархией церковная жизнь очень оживилась. Духовенство кафедрального собора в Сан-Франциско говорит, что прихожан стало больше. Стали приходить люди из других Поместных Православных Церквей, потому что все очень почитают святителя Иоанна. Люди приходят, чтобы помолиться у его святых мощей и, конечно же, посещают Литургию, полноценно участвуют в евхаристической жизни общины собора.

 

episkop iona in USA 8

Кафедральный собор Сан-Францисской и Западно-Американской епархии

Русской Православной Церкви Заграницей в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

 

До недавнего времени службы в кафедральном соборе совершались практически полностью на церковнославянском языке. Сейчас же все больше переходят на английский, потому что в Церковь приходит много американцев, не имеющих православных корней. В воскресенье ранняя Литургия всегда совершается на английском. Проповедь произносится на двух языках ― русском и английском.

 

― Владыка, объясните, чем Православие привлекательно для современных американцев?
― Я думаю, своим консерватизмом, в хорошем смысле этого слова. Самый знаменитый американец, который воцерковлялся в РПЦЗ, ― иеромонах Серафим (Роуз). Это яркий пример того, как американец, ищущий Истину, не нашел ее в протестантских деноминациях, но обнаружил в Православной Церкви.


И протестанты, и католики очень страдают от либерализма, который царит среди религиозных организаций Америки. Сравнивая те или иные крайние проявления либерализма со Священным Писанием, люди видят, что все это явно противоречит учению Христову. Люди ищут ту истину, которая не меняется под воздействием политкорректности или быстро меняющихся условий, и находят ее именно в Православной Церкви.

 

― Насколько Православие родственно менталитету американцев?
― Я не могу делать однозначные заключения, потому что был в США чуть более недели и видел страну достаточно поверхностно. Как мне кажется, Православие очень близко именно американскому менталитету, потому что в Америке очень четко налажена система взаимоотношений человека с государством. Для того чтобы жить уверенно в этом государстве, нужно выполнять определенные алгоритмы: заплатить налоги, отслужить в армии и так далее. То есть, нужно выполнить ряд определенных действий в отношении государства, и оно, в свою очередь, возьмет заботу о каждом гражданине и будет выполнять свои обязанности перед ним. Эта схема работает.


У нас же, мы знаем, если человек честно заплатит все налоги, это отнюдь не гарантирует, что его бизнес будет защищен. В Америке все нацелено на то, чтобы человек был честен по отношению к государству, и тогда оно будет честно по отношению к нему. Люди там более четко и системно мыслят. И Православие ― это как раз та религия, которая очень четко и системно излагает свои взгляды как на дело спасения, так и на место человека в обществе. Причем, эти воззрения не меняются. Православие привлекает своей стабильностью и неизменностью.

 

episkop iona in USA 5


Кроме того, американцы ― нация коллективная. Наши соотечественники более индивидуалисты, каждый сам за себя. Американцы сильны своей сплоченностью и совместным трудом. Как ни странно, Соединенные Штаты мне напомнили Советский Союз времен Брежнева ― все спокойно, стабильно, умиротворенно, все имеют почти одинаковый средний уровень доходов. Все живут более или менее похоже.

 

― Отображаются ли эти черты ― сплоченность и коллективность ― на приходской жизни?
― Я не увидел каких-то ярких отличий между церковной жизнью у нас и в Русской Церкви США. Например, приход в Сан-Франциско имеет глубокие корни. Это видно. Здесь выросло несколько поколений прихожан. Видно, как люди по-родственному общаются друг с другом. Их связывает не только молитва и Евхаристия, но и давние дружеские отношения. Это одна большая устоявшаяся семья. Некоторые пожилые прихожане рассказывали, как прислуживали у святителя Иоанна, другие ― исповедовались и окормлялись у него.

 

― Существует ли единство между Православными Церквями Америки разных юрисдикций? Принимают ли они совместно какие-то решения?
― Мы знаем, что в США нет одной общей юрисдикции православия, но епископы разных юрисдикций периодически по мере необходимости собираются на совещания и решают насущные вопросы: границы приходов, совместные богослужения, открытие монастырей и так далее. При этом на таких заседаниях архиереи по очереди главенствуют.


Существует некое трение между Православной Церковью Америки (ПЦА) и Греческой Церковью, после того как Константинопольский Патриархат и греческие юрисдикции не признали автокефалии ПЦА, дарованной Русской Православной Церковью. Это несколько мешает единству Православия в США.

 

episkop iona in USA 9


Я заметил еще то, что каждая юрисдикция стремится максимально перенести свои традиции на американский континент. В Русской Церкви ― все русское: пение, иконы, утварь, уклад богослужебный, устав. В Греческой ― все греческое.

 

― Как в США складываются отношения Православной Церкви и государства?
― Америка декларирует свободу, поэтому каждый в своей Церкви волен исповедовать то, что ему хочется. Я так понимаю, что свобода распространяется на внутреннюю жизнь той или иной религиозной деноминации, но если любая из них попробует пойти в светские СМИ и вещать о творящихся в стране антихристианских беззакониях, то, думаю, в таком случае последуют какие-то санкции. США ― страна, где политкорректность возведена в культ. Поэтому Церковь может внутри своей жизни руководствоваться полной свободой, но возвышать свой голос на всю страну ей вряд ли позволят.

 

― Владыка, расскажите об интересных людях, которых Вы встречали в США.
― Мне очень запомнилось общение с архиепископом Кириллом, который возглавляет Западно-Американскую епархию. С одной стороны, по культуре, языку, поведению и образованности ― это человек из прошлого. С другой стороны, он очень живой и яркий, его жизнь полностью пронизана переживаниями за свою паству. У него интересно сочетается яркость мысли, образность речи, системное понимание всех процессов, которые происходят и в мире и в США. В то же время, ощущается дух дореволюционной России. Он выходец из дворянской семьи. Эти корни ярко проявляются.

 

episkop iona in USA 1


Духовенство там совершенно изумительное. Я общался с отцом Петром, ключарем кафедрального собора в Сан-Франциско, с отцом Сергием, который заведует школой при соборе. Это настоящие русские люди, которые хранят традиции, переданные предками. Многие из тех, с кем мне приходилось общаться, знают святителя Иоанна, многие его помнят лично. Поражают рассказы о том, как были обретены его святые мощи, как Господь сохранил их полностью нетленными, какое благоуханние от мощей исходит. Святитель Иоанн пронизывает всю жизнь Русской Церкви Заграницей.

 

― Приходилось ли Вам встречать украинцев среди прихожан РПЦЗ?
― Я встретил там одну нашу землячку, которая подошла ко мне после праздничной службы. Это как раз был день памяти святителя Иоанна. Девушка родом из Черновцов, уже несколько лет работает в США. Других земляков я не встречал. Самый интересный украинец в Америке и есть сам Иоанн Шанхайский, который происходит из древнего казацкого рода Максимовичей, ранее давшего миру еще одного святого ― святителя Иоанна Тобольского.

 

Беседовала Надежда Яремчук

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2917 раз
Надежда Яремчук

Редактор сайта «ФОМА в Украине»

Соцсети