Вторник, 08 Декабрь 2020 19:08

Как казаки Иерусалимского патриарха охраняли

Автор 

400 лет назад Православие на украинских землях должно было исчезнуть под натиском унии. Ситуацию спасли церковные братства, казаки и Иерусалимский патриарх Феофан, восстановивший иерархию Киевской Митрополии.

Этот юбилей празднуют в Украине на государственном уровне — парламент страны включил его в список памятных дат 2020 года. Сайт «ФОМА в Украине» пообщался с преподавателем КДАиС Олегом Надем и выяснил подробности знаменитого события церковной истории.

 

 

— Что представляла собой в начале XVII века Киевская Митрополия и зачем понадобилось восстанавливать ее иерархию?
— Наверное, прежде чем ответить на поставленный вопрос, необходимо коротко сказать, почему мы вообще выделяем XVII век в жизни Киевской Митрополии. К тому времени Киевская Митрополия находилась на территории Речи Посполитой. Именно этот фактор во многом играл важную роль в церковной жизни нашей Церкви.

 

Не углубляясь в детали, необходимо отметить, что быть православным в то время было действительно подвигом, поскольку на государственном уровне велась прокатолическая политика и для этого использовались самые различные способы и методы. Итогом этому стало подписание унии в 1596 году на Брестском церковном соборе.

 

Значительная часть православного епископата Киевской Митрополии предала Православие. Это действительно трагическая страница в истории нашего народа. Унию подписал даже Киевский Митрополит и осудил всех, кто не принял данное решение. Причинами предательства православных епископов стали в большей мере меркантильные побуждения: равные права в Речи Посполитой с католическим духовенством, присутствие в сейме, уход от вмешательства православных восточных патриархов в дела Митрополии и т.д.

 

Главной же идеей унии стало признание первенства Римского понтифика, принятие католического вероучения, но с сохранением внутренней автономии управления и византийского обряда богослужения. Подписанию унии способствовало и правительство Речи Посполитой.


Фактически только два епископа не поддержали унию: епископ Львовский Гедеон (Балабан) и епископ Перемышльский Михаил (Копыстенский). После их смерти, которая последовала в начале XVII века, единственным православным епископом Киевской Митрополии до 1620 года был епископ Иеремия (Тиссаровский).


После подписания унии Православная Церковь в Речи Посполитой оказалась в нелегальном положении, преследовалась и правительством, и униатским духовенством. Православные верующие терпели унижения, насмешки и оскорбления, люди жили невенчанными, дети — некрещенными, усопших хоронили без отпевания, верующие оставались без исповеди и Причастия. Повторюсь, это действительно один из самых ужасных периодов в жизни нашей Церкви.


Таким образом, в XVII век Киевская Митрополия вошла обезглавленной, преследуемой, вне закона, без православного Митрополита Киевского и всего лишь с одним епископом, который не смог заменить собой всю православную иерархию на территории Речи Посполитой.

 

— Как удалось переломить ситуацию и спасти Православие в Украине?
— Ввиду отсутствия православной иерархии — епископата, который бы руководил епархиальной жизнью, рукополагал новых священников, которые бы могли окормлять народ Божий, — Православная Церковь в Речи Посполитой приходила в упадок. Вместо умерших православных священников на их приходы поставлялись униаты, а подчас и вообще приход был без священнослужителей.


Новой силой, которая пользовалась авторитетом среди народа, стали казаки. Для нас важно то, что именно они вместе с православными братствами стали на защиту Православия. Благодаря казачеству с тогдашним гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным, а позднее Яковом Бородавкой, состоялось восстановление православной иерархии Киевской Митрополии.

 

В 1620 году через Украину из Москвы возвращался Иерусалимский патриарх Феофан, участвовавший в поставлении Московского патриарха Филарета (Романова). Этим воспользовались казаки, чтобы вновь восстановить иерархию. После долгих уговоров, гарантирования защиты и безопасности патриарх Феофан согласился рукоположить епископов для Киевской Митрополии.

 

Следует отметить, что у Иерусалимского патриарха было разрешение от Константинопольского патриарха Тимофея действовать на канонической территории Киевской Митрополии от его имени.


Таким образом, как видим, казачество сыграло ключевую роль в восстановлении православной иерархии в Киевской Митрополии, обеспечив защиту и покровительство Иерусалимскому патриарху.

 

Гетьман Петр Сагайдачный

Гетьман Петр Сагайдачный

 

— Кто избирал кандидатов во епископы и где их рукополагали?
Хиротонии новых епископов состоялись в 1620 году. Каким образом проходило избрание, нам неизвестно. Сохранился отрывок из грамоты патриарха Феофана православным верующим, в которой он давал советы, как избрать достойного человека для посвящения во епископы.

 

У историков нет также и четких дат, когда были совершены хиротонии. В связи с этим, можно указать лишь, кто был рукоположен и на какие епархии. Итак, Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси стал игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря Иов (Борецкий); архиепископом Полоцким, Мстиславским и Витебским — монах Виленского Свято-Духовского монастыря Мелетий (Смотрицкий); епископом Владимирским и Берестейским — архимандрит Иезекииль (Курцевич); епископом Луцким и Острожским — игумен Исакий (Борискович); епископом Перемышльским и Самборским — игумен Исаия (Копинский); епископом Холмским и Белзским — игумен Паисий (Ипполитович); епископом Пинским и Туровским был поставлен греческий епископ Авраамий, участвовавший в хиротониях.


Епископские хиротонии проходили тайно, за закрытыми дверями и даже окнами. Согласно канонам Православной Церкви, епископскую хиротонию должны совершать не менее двух епископов, поэтому вместе с Иерусалимским патриархом хиротонии совершали болгарин митрополит Софийский Неофит и грек епископ Стагонский Авраамий. Также на хиротониях присутствовал экзарх Константинопольской Церкви архимандрит Арсений.


Таким образом, в 1620 году патриарх Феофан совершил 6 епископских хиротоний и на Пинскую кафедру поставил епископа Авраамия. Помимо этого, на Львовской епископской кафедре находился уже упомянутый епископ Иеремия (Тиссаровский).

 

— Почему историки говорят об исключительной важности этого события?
Первым и самым главным фактором исключительной важности восстановления православной иерархии, на мой взгляд, является зримое проявление Промысла Божия. Несмотря на все усилия власти, враждебно настроенного униатского духовенства и других заинтересованных лиц, Киевская Митрополия продолжила свое существование.

 

Король Сигизмунд III до конца своей жизни не признавал восстановление православной иерархии. Все, кто принимал в этом участие и был рукоположен, названы шпионами или предателями. Даже был издан указ об их аресте. Лишь только при святителе Петре Могиле (1633 – 1646-47) православная иерархия в Речи Посполитой была легализована, а в 1632 году король Владислав IV вынужденно признал за Православной Церковью право иметь Митрополита Киевского и епископов.


Другим важным фактором является консолидация народа и сплочение вокруг православной иерархии. На защиту гонимой Церкви выступили казачество, мелкая шляхта, братства. В народе происходит духовный подъем. Следует указать, что в это время против унии активно выступали известные нам подвижники благочестия, ревнители Православия: преподобный Иов Почаевский, недавно прославленный Украинской Православной Церковью преподобный Иоанн Вышенский и др. Анализируя события XVII века, известный церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) писал, что рукоположение новых епископов патриархом Феофаном стало «тяжелым ударом для унии».


И, наконец, третьим фактором является возвращение Киеву своего православного митрополита. С момента завоевания Киева полчищами Орды в 1240 году и до 1620 года митрополиты Киевские практически в Киеве не проживали. Их резиденция менялась в силу различных политических событий: Владимир на Клязьме, Москва, Вильно, Новогрудок. С момента восстановления иерархии Киевский митрополит вновь вернулся в Киев.

 

Отныне в Киеве под защитой казаков мог нести свое служение православный митрополит. И хотя в других регионах Речи Посполитой притеснения православного населения продолжались, в Киеве ситуация радикально изменилась. Здесь была налажена церковная жизнь. Это было очень важно для Киевской Митрополии и для Православия на ее территории в целом. Киев вновь стал полноценным духовным центром.

 

— Чему может научить нынешнюю Церковь эта история 400-летней давности?
В первую очередь — полагаться на Промысел Божий, который печется о каждом человеке. Это очень важно осознавать, поскольку иногда кажется, что дальше уже никак. Но, как сказано у апостола Павла, сила Божия в немощи совершается (смотр. 2 Кор. 12:9). Христос не обещал верующим в Него мира на земле и царствования, а наоборот: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), — учил Господь.

 

Тем не менее, Церковь Христову не одолеют даже «врата ада» (Мф. 16:18). Этот важный месседж как раз ясно и проявился ровно 400 лет назад, когда при всех преимуществах врагов Церкви она не только выстояла, но возродилась и умножилась как качественно, так и количественно.


Во-вторых, как мне кажется, необходимо всегда не только знать историю, но и делать правильные выводы, чтобы не повторять ошибок прошлого. События 400-летней давности ясно свидетельствуют, что нельзя в угоду каких-то сиюминутных благ жертвовать вечным и святым. Ведь те, кто проявил мужество, стал на защиту своей исконной веры, принесенной в далеком Х веке на наши земли святым равноапостольным князем Владимиром, заняли достойное место в истории нашего народа. В отличие от тех, кто смалодушничал и предал свою веру, оправдывая себя различными и, возможно, благими побуждениями.

 

События XVII века для нашей Церкви являются важным примером того, как необходимо защищать свою веру и Церковь. В ситуации притеснений и преследований борьба за собственную Церковь и ее права является актуальной во все времена. И сегодня, когда нашей Украинской Православной Церкви приходится снова переживать непростые времена, мы должны помнить, что у нас есть давняя традиция борьбы за право на свободное исповедание своей веры. Верю, что в этом нам помогут наши святые предшественники, ревнители и защитники Православия и Церкви Христовой.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1340 раз