Четверг, 08 Октябрь 2020 09:34

Кино может изменить твою судьбу, но способно и навредить

Автор 

Пять вопросов православному психологу Анне Лелик об исцеляющих фильмах и лимите на чтение книг.

— Вы написали книгу «Библиаптека. Книги, которые исцеляют», а еще ведете киноклуб «Свое кино». Наверное, знаете, как отыскать фильмы, которые исцеляют?
— Здесь все зависит от зрителя. Потому что можно «пораниться», посмотрев даже самый светлый и красивый фильм, а в трудном кино отыскать для себя источник силы.

 

Например, я знаю человека, который посмотрел тяжелый фильм довольно неоднозначного режиссера Ларса фон Триера, и это помогло ему спасти семью.

 

В то же время, у меня есть знакомая, которая каждый раз плачет, пересматривая комедию «Трудный ребенок», оплакивая свое детство.

 

Я думаю, все зависит от настроения, с которым человек смотрит кино, от того, что ему нужно сейчас. Потому, я бы не делила фильмы на целебные и нецелебные. Хотя есть ленты, которые можно отнести к списку опасных. Возможно, и они кому-то нужны, но я точно не стану показывать их на своем киноклубе или рекомендовать к просмотру. Наверное, один из последних таких фильмов для меня — это «Джокер».

 

— Может ли такое кино навредить? Почему вообще снимают эти фильмы?
— Кино — это искусство. И в целом этот вопрос должен звучать так: зачем создается такое искусство, которое может калечить людей, пробуждать в них темную сторону, взывать к низменным чувствам, делая патологию и болезнь фетишем? Зачем создают такие картины, пишут такую музыку, почему оно существует? Трудно дать ответ на этот вопрос.

 

Вероятно, потому что «от избытка сердца говорят уста». Такие фильмы — это результат чьей-то жизни, чья-то суть. Человек не может не делиться тем, что его переполняет. Приходит определенный этап в жизни, когда человеку мало только брать, впитывать, изучать, наполнять себя. Человек начинает давать, питать, учить, делиться. И, конечно же, он может делиться только тем, что в нем есть. Он показывает другим свои источники питания. И, к сожалению, да, грязной воды намного больше, чем чистой. И это не только о воде физической.

 

На мой взгляд, любому человеку нужно держаться подальше от того, что он интуитивно воспринимает как зло, вред, болезнь. И наоборот: держаться красоты и света.

 

— Читателей книг становится все меньше, и развитие киноиндустрии здесь играет едва ли не первую скрипку. Почему так происходит, и возможен ли разумный баланс между визуальными медиа и литературой?
— Скажу вам честно: я одно время думала точно так же, что кино «убивает» книгу. И была уверена в этом до тех пор, пока не стала проводить киноклубы и книготерапию. У меня раз в месяц бывает и киновстреча, и «книговстреча». И вот на что я обратила внимание: и в тех, и в других встречах участвуют одни и те же люди. Я имею в виду, что тот, кто приходит посмотреть хорошее кино, тот идет и читать книгу.

 

Это я к чему говорю? На самом деле, человек, который любит хорошее, качественное кино, он любит и читать. А тот, кто смотрит лишь массовые фильмы, к сожалению, и читает мало, либо читает то, что «заботливо» предложено маркетологами. Думаю, что вкус к красоте нужно развивать. Тогда интуитивно будет отворачивать от уродства формы и сути.


По поводу баланса — я могу о себе сказать. У меня есть такое правило — читать не больше трех-четырех больших художественных книг в год, столько же профессиональных. Итого, восемь больших книг. Большими я называю книги основательные, меняющие меня. Конечно, не обходится без публикаций, статей, рассказов или чего-то легкого, когда чтение — скорее часть отдыха, чем труда. То же касается и фильмов: несмотря на то, что я нахожусь в постоянном поиске хорошего кино, не смотрю их часто.

 

Если относиться к литературе и кино как к искусству, то книги и фильмы нужно не потреблять, а учиться проживать, становиться хотя бы немножко другим. Иначе все это — бестолковое «поедание». «Глотая» книги, ты становишься потребителем, просто потребляешь не вещи, не еду, не алкоголь, а литературу и кино. И это становится формой зависимости, способом заполнить пустоту. А значит, кино и книга отдаляют встречу с собой вместо того, чтобы сделать ее возможной. Считаю, что чувство меры — один из признаков взросления. А встреча с собой, своей пустотой и тревогой — важнейший этап собственного развития.

 

— Истории людей, которых изменило печатное слово, всем известны, а бывают ли случаи преображения души через кино?
— Да, однозначно. На киноклубах часто бывает видно, как человек меняется прямо здесь и сейчас. Это происходит не только из-за фильма, но еще и в результате обсуждения, когда участник вдруг обнаруживает, что видит кино не так, как другие, и это открывает ему одну из его «слепых зон». Чего-то он в своей жизни в упор не замечал, а сейчас увидел. Есть примеры того, как влияет кино — не просто поднимает настроение, а буквально меняет судьбу человека.

 

Мне однажды попались воспоминания известных актеров о Леониде Быкове. И там была интересная зарисовка из реальной жизни. Когда его фильм «В бой идут одни старики» только вышел на экраны, какой-то малолетний преступник скрывался от милиции и не смог придумать ничего лучше, как спрятаться в кинотеатре. Шел как раз этот фильм. Когда сеанс закончился, парень пошел и сдался милиции. Он сказал, что после всего увиденного на экране не может больше жить так, как раньше.

 

Это история, рассказанная самим преступником. Она меня очень глубоко тронула. И у меня нет сомнений в ее подлинности, потому что, когда сама смотрю «В бой идут одни старики», каждый раз возникает желание переосмыслить свою жизнь и быть добрее.

 

— Какой ваш любимый фильм, в чем он повлиял на вашу жизнь?
— Всегда трудно говорить о любимом фильме. У меня есть любимые, а есть повлиявшие на меня, иногда это бывают очень разные ленты. Но первое, что вспоминается — «Мужчина и женщина» Клода Лелюша. Для меня этот фильм стоит отдельно во всех смыслах — в смысле эстетическом, душевном, духовном, в умении его героев любить, отпускать, быть честными... Это кино меня очень позитивно наполняет и оздоровляет.

 

Есть еще один фильм, который, сколько бы я его не смотрела, тоже меня «вытягивает», — «Жизнь Пи». Для меня он о чем-то гораздо большем, чем просто о путешествии через океан. И тоже всегда придает силы — сколько не смотрю это кино, каждый раз вижу новые смыслы, заново открываю его для себя.

 

Есть много фильмов, которые я могу пересматривать. Одни перестают нравиться, другие опять становятся интересными. Отношение с фильмами — это как отношения с людьми. Они все живые, и наше общение может длиться годами.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 417 раз

Соцсети