Понедельник, 15 Ноябрь 2021 08:44

Не заставляйте ребёнка учиться — сделайте, чтобы ему было интересно

Автор 

Правила жизни православной школы, секретный код науки и как ученикам превзойти своих учителей.

Православной гимназии в киевском районе Берковцы исполнился год. В ноябре 2020-го сайт «ФОМА в Украине» задал пять вопросов её директору протоиерею Григорию Крыжановскому. Через год мы решили узнать, как живёт сейчас одна из немногих православных школ.

 

— Какие первые итоги работы вашей гимназии? С чем вы вступили в новый учебный год?

 

 

— Самый важный вывод: мы видим огромную потребность родителей в таких гимназиях, и на их актуальный запрос ответили строительством нашей православной гимназии. Я постоянно слышу о том, что происходит в современных общеобразовательных школах. Например, ребёнку 14 лет, а родители обнаруживают, что у них утерян с ним контакт, подросток ведёт себя неадекватно. А всё это происходит из-за влияния одноклассников и психологической атмосферы в классе. Хотим мы этого или нет, но социум всё равно, так или иначе, довлеет над подростком.

 

Мы создали нашу гимназию для того, чтобы православные дети учились и воспитывались в своей родной среде. У нас ученики только из христианских семей, и все преподаватели — православные.

 

Наши первоклашки перешли во второй класс, ещё появилась подготовительная группа и один учитель — их классный руководитель. Мы не изобретаем велосипед, а следуем опыту других частных школ. И очевидно, что детей нужно готовить к школе, знакомиться с учениками и родителями. Тогда учёба в первом классе будет эффективнее, и родители будут правильно понимать своё участие в образовательном процессе.

 

У нас некоторые мамы удивляются: «Вот в обычной школе можно не делать домашнее задание, почему у вас нужно?» А у нас такой подход, который мы взяли из опыта русской классической школы. Программа нашей гимназии, может быть, более требовательная, чем в обычной украинской школе, но, по моему мнению, как директора, является доступной и необходимой ребёнку для качественного обучения.

 

— Созданием православной гимназии в прошлом году вы, по сути, решились на эксперимент. Насколько он получился удачным?
— Педагогический коллектив успешно справился с поставленными задачами, и все мы этим очень вдохновлены. Были, конечно, и проблемы — один ребёнок уехал с родителями за рубеж, второй не смог больше ездить к нам каждый день 30 километров. Но когда я объявил, что есть вакантные места, к нам тут же пришли новые ученики. К сожалению, остаётся проблема финансирования. Львиная часть средств, которые сдают родители, уходит на питание.

 

Что касается учебного процесса: несколько наших первоклассников не успевали по математике. В августе мы с ними занимались индивидуально, и теперь знания наших второклассников приблизительно на одном хорошем уровне. Я считаю, что это успех.

 

Православная атмосфера в гимназии помогает преодолевать любые трудности. Это касается не только учёбы, но и дисциплины. Мы строго соблюдаем христианские правила: никого не обижать, прислушиваться к нуждам других, помогать слабым, уважать мнение всех.

 

Планы на будущее у нас не изменились. Сейчас мы оборудуем ещё один класс, чтобы к следующему учебному году полностью укомплектовать начальную школу. А потом планируем сделать в гимназии как минимум 9 классов.

 

Протоиерей Григорий Крыжановский

 

— В Украине много семей хотели бы отдать своих детей в православную гимназию, но у них нет такой возможности. Что делать таким родителям?
— Конечно, очень хотелось иметь в Киеве хотя бы несколько таких гимназий. И для этого нужна инициатива не только сверху, но и снизу. Православные родители должны объединяться в инициативные группы. Если они не могут построить такую школу, то можно арендовать помещение. С такими энтузиастами мы всегда готовы поделиться нашими методическими рекомендациями и педагогическими наработками. Например, преподаватели нашей гимназии используют только самые лучшие учебники. Мы можем помочь их найти и купить.

 

Поэтому главный совет таким родителям и педагогам — общаться, общаться и общаться. Узнавать, где есть действующие православные гимназии. Я знаю такие в Харькове, Виннице, Черкассах, Днепре. В Луцке сейчас пытаются создать православную школу. А в Черкассах даже проводили епархиальный съезд, посвящённый этой проблеме.

 

— Современная школа утратила не только монополию на образование, превратившись лишь в один из каналов получения научной информации школьниками, но и перестала быть воспитательным институтом общества. Мы привыкаем к тому, что в школах могут навязывать детям мировоззрение чуждое Православию. Как быть родителям современных школьников в такой ситуации?
— Я бы советовал родителям интересоваться, что ребёнок учит в школе. Нет времени в будни — займитесь этим на выходных. Посмотрите его тетради, и вам многое станет понятно. Читайте вместе с детьми, ведь у нас школьники просто утопают в изобилии развлекательного контента, который транслируют их гаджеты. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок занимался интеллектуальной деятельностью, нужно с раннего возраста развивать у него навык чтения.

 

В нашей гимназии мы уделяем большое внимание чистописанию. Почему-то в современной школе интерес к каллиграфии утрачен. Хотя мы видим, как позитивно это влияет на развитие ребёнка. Сначала мы пишем с детьми карандашом, потом — пером и чернилами, и лишь после этого переходим на шариковую ручку. Но многие дети очень любят и карандаш, и перо, и в свободное время сами занимаются чистописанием. Даже те, кто поначалу не любил этот предмет.

 

Ребёнка не нужно заставлять, гораздо эффективнее научиться мотивировать его к учёбе. Если вы не уверены в преподавателе — ищите другого. Уверен, что во многих школах можно найти учителей, способных заинтересовать в своём предмете. Ни в коем случае не нужно гнаться за оценками. Задача родителей и учителей — стараться развивать сильные стороны ребёнка, с учётом его талантов и способностей.

 

Что касается нашего христианского мировоззрения, то мы о нём не спорим. Даже когда мне человек говорит: «Бога нет», — я отвечаю ему: «Прекрасно. Я теперь знаю, что в твоей жизни Бога нет. А в моей жизни Бог есть». И это тема отдельного разговора. Если ты хочешь поговорить о том, как в моей жизни проявляется Бог, я не против, но спорить об этом ни в коем случае не буду. Потому что истина не требует доказательств. Здесь нужен не спор, а диалог, некое посвящение в тайну нашей жизни с Богом. Ведь наша проповедь — не пропаганда, а приглашение получить мистический опыт. Сам Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). Если человек не проявляет деликатности в этих вопросах, ведёт себя как кощунник, я вообще не вижу смысла с ним полемизировать. Он просто пропагандирует свой образ жизни.

 

У нас такое правило: другим мы не ничего запрещаем, но свои права отстаиваем.

 

— Что вы посоветуете школьникам, которые учатся в такое непростое время?
— Советую им найти и раскрыть тайну каждого школьного предмета. Ведь у любой науки есть некий секретный код, который позволяет увидеть её красоту и полюбить. Вот этого я очень им желаю: заглянуть за горизонт учебной дисциплины и превзойти своих учителей! Плох тот ученик, который к этому не стремится. Нужно удивлять и радовать своих родителей. Ведь они столько труда вкладывают, чтобы вырастить своего ребёнка здоровым и счастливым!

 

В наш век высоких технологий школьникам ни в коем случае нельзя отказываться от знаний и школьной программы. Это может сделать их изгоями в обществе, привести к социальной пропасти. Ну а родителям нужно следить, что именно преподают в школах. Что детям будет полезно, а что нет.

 

Ещё школьникам нужна постоянная занятость. Кроме обязательного школьного образования, они должны посещать кружки: танцы, спорт, рисование, пение, музыка, углублённое изучение математики или другого предмета, шахматы. Чтобы детей не воспитывала улица, чтобы они не скучали и не впадали в печаль. Ведь это бич нашего времени. Учитесь обходиться без этих костылей — смартфонов, планшетов. Ходите в походы, занимайтесь моделированием, а если уже гаджет в руках — учитесь программированию. Всё, что угодно, но только без потребительского подхода.

 

Сейчас мы наблюдаем, как образовательный процесс постепенно становится развлечением. Учёба теряет здоровое напряжение. И я заметил тенденцию, что некоторые люди уже перестают относиться к учёбе как к труду. Но это именно труд и обязанность наших детей. Нельзя говорить, что учиться будет легко. Мы должны развивать в ребёнке навык к труду, и когда он проявляет старания, всячески это поощрять.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Дополнительную информацию о Киевской православной гимназии можно получить по телефону 073-400-35-36 (протоиерей Григорий).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1821 раз