Пятница, 09 Июль 2021 21:06

Пост нужен для того, чтобы научиться любить

Автор 
Пост нужен для того, чтобы научиться любить spzh.news

Пять вопросов духовнику Киевской академии и семинарии архимандриту Маркеллу (Павуку).

— Заканчивается Петров пост, и многие православные задаются вопросом: «Правильно ли я его соблюдаю?» Например, Великий пост имеет особенный календарь, специальные молитвы и богослужения, а как сделать эти несколько дней, оставшиеся до праздника апостолов Петра и Павла, такими же духовно насыщенными?
— Если мы постимся ради здоровья, душевного комфорта, чтобы дети не болели, сын вернулся с заработков здоровым, это одно.

 

 

А другое дело, когда мы постимся, чтобы нас меньше мучили наши страсти и грехи, которых у нас множество, целый букет. Если мы постимся именно ради этого, тогда этот пост имеет ценность.

 

Хотя и в первом случае он имеет какое-то значение, но более ценен всё-таки пост, который способствует уменьшению наших страстей. Ведь когда человек их побеждает, он обретает способность по-настоящему любить других людей. Не формально, не за красивые глаза или когда это выгодно, а именно по-настоящему. Если с таким подходом относиться к посту, тогда он всегда будет благоприятным. Хоть Петров, хоть Великий пост.

 

Великая Четыредесятница готовила нас к Воскресению Христову, чтобы мы глубже прониклись этим событием. А Петров пост, как я лично его воспринимаю, помогает нам поддерживать тонус духовной жизни. Вот, уже прошла Пятидесятница, мы немножко расслабились, и пост как раз побуждает вспомнить, что жизнь нам дана не для того, чтобы проживать какое-то время, а чтобы приближаться к Богу, обрести в сердце настоящую, подлинную любовь.

 

— А если как раз в это время дали отпуск, и семья поехала на курорт, то получается, что в пост, вместо борьбы со страстями, они будут в лучшем случае лишь соблюдать диету. Как совместить в таком случае аскезу и отдых?
— В первую очередь, надо планировать отпуск так, чтобы он не попадал на эти дни. Это первое. А второе: если уж не получается никак, то не надо стесняться своего поста. Сейчас в любом санатории можно заказать постные блюда или самим их приготовить.

 

И не нужно воспринимать пост как какое-то страшилище, которое нас связывает и не даёт веселиться. Если мы правильно постимся, то это наоборот даёт нам больше свободы и радости. А так, что толку, если мы будем объедаться, пьянствовать, без ума веселиться, а потом пожинать горькие плоды нашего отдыха?

 

Сколько таких случаев, когда семейные пары на курорте начинают выяснять отношения? «Почему ты столько выпил? А ты почему на того парня посмотрела?» И пошло, и поехало... скандалы, драки, разводы.

 

А если супруги ведут себя сдержанно, то они сохраняют сокровище любви в целости и сохранности, и она ещё больше разгорается, становится не просто чувством, а сокровищем, которое перейдёт с ними в вечность.

 

Потому не нужно воспринимать пост как какое-то рабство. Пост — это наоборот свобода.

 

— Одна из главных целей Петрова поста — приготовление к празднику первоверховных апостолов Петра и Павла. Что это означает?
— Петров пост ещё называют Апостольским. Думаю, что все христиане должны в какой-то мере быть миссионерами, то есть проповедовать Христа и ощущать себя апостолами. Хотя бы маленькими, недостойными, которым ещё надо всему учиться.

 

Поэтому можно настраивать себя на то, что мы будем нести такую же миссию. Не обязательно становиться где-то на улице и проповедовать Евангелие. Мы это можем сделать даже своим поведением, хотя бы тем, что постимся, выбираем вместо скоромного постное блюдо. А вот, если будем воздерживаться, но в то же время вести себя неблагочестиво, то это будет антимиссией.

 

Так что можно воспринимать этот пост как подготовку к нашему христианскому служению. В семье, на работе, в магазине. Например, когда стоим в длинной очереди, мы можем возмущаться и раздражаться, а можем относиться к окружающим мягко, с любовью, показывая пример смирения, терпения, любви и великодушия.

 

— По каким критериям можно определить, правильно ты постишься или неправильно?
— «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1). Поэтому, признаком того, что мы правильно постимся, являются разные искушения. В обычной мирской суете мы часто их не замечаем. А когда становимся более внимательны, начинаем больше молиться, тогда они вылезают, как черви после дождя, и начинают нас мучать. Обостряются какие-то болезни, и мы начинаем отчаиваться, опускать руки. Кто-то сразу сдаётся: «Нет, не буду поститься».

 

Но как раз искушения — это и признак того, что мы начали правильно поститься. Но главное, чтобы от этих испытаний не страдали наши ближние. Нужно делать так: пускай мы потерпим, главное не искушать других. Вот, я пощусь, у меня такое плохое настроение... Но оно не должно изливаться на мою семью, на сотрудников и т.д. Если нам плохо, это не значит, что всем вокруг нас тоже должно стать плохо.

 

Наоборот, мы должны стремиться быть максимально доброжелательными и во время поста излучать больше любви.

 

А если начали осуждать всех и вся вокруг, превозноситься, то это повод задуматься о том, правильно ли мы постимся. Пост обнаруживает наши немощи, и это должно приводить нас к смирению, осознанию своего недостоинства. А там, где смирение, там есть потребность в покаянии. А где покаяние, там есть и маленькие, и большие победы над собой. А там, где есть победы над собой, там и радости. Одно с другим взаимосвязано.

 

— Осталось всего несколько дней до праздника. Что нужно обязательно сделать в эти оставшиеся дни?
— Если ещё кто-то не исповедовался и не причащался, то хорошо бы, конечно, поучаствовать в этих таинствах. Кто ещё не успел попросить прощения у тех, кого обидел, на кого таит какую-то злобу, — нужно это сделать. В эти дни, как и всегда, мы должны спешить делать добро, сколько сможем. Это будет самая лучшая жертва Богу.

 

Беседовал Олег Карпенко

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1028 раз