Воскресенье, 24 Май 2020 17:38

Божии дела и линейное мышление (+АУДИО)

Автор 

За что людям посылаются болезни, почему Христос никого не судил и как стать сотрудником Богу?

Настоятель киевского храма святых Космы и Дамиана при Национальном институте рака протоиерей Евгений Милешкин размышляет на тему евангельского чтения в Неделю о слепом.

 

Сегодня мы с вами на Литургии слышали замечательный евангельский отрывок об исцелении слепорождённого.

 

Когда Господь шёл со Своими учениками, они обратили внимание на человека, который, видимо, очень жалко выглядел. Он был слепым от рождения. Ничем другим он не мог найти себе пропитание, кроме как просить милостыню.

 

Ученики спрашивают Господа: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2).

 

То есть мышление людей как тогда, так и сейчас зачастую линейное: есть причина — есть следствие. Причина — грех, обязательное следствие — вот это уродство. Если человек находится в каком-то бедственном состоянии — значит, он сильно согрешил, а если в менее бедственном — значит, менее согрешил.

 

Ученики поставили вопрос самым безапелляционным образом: «кто согрешил — он или родители его?» Но когда он мог согрешить, разве что в утробе матери? Ведь от рождения был слеп, с ним всегда был этот недуг.

 

На это Господь отвечает: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Говорит это для того, чтобы дать пример апостолам и нам — никого нельзя осуждать.

 

Вот Господь, Который есть Судия, пришёл в мир не судить, а миловать и спасать. Поэтому Он не осуждает и не судит о причине слепоты этого человека.

 

Спаситель акцентирует внимание на другом: «Не думайте так. Это случилось с ним не из-за того, что он согрешил, что он плохой, и его болезнь — кара Божия. А наоборот, чтобы на нём явились дела Божии».

 

А какие дела Божии? Они заключаются в том, чтобы мы проявили милосердие к нуждающемуся, бедному, обездоленному человеку. Не осуждали его в своём сердце: «Так ему и надо. Согрешил, наверное, — ну и получи, и неси свой крест!» А сказали бы: «Это знак для меня, чтобы я увидел дела Божии на этом человеке, чтобы он мог возрасти в своём смирении и терпении. А я сделал своё сердце менее чёрствым и сотворил ему милость».

 

Но линейное мышление мыслит плоско: страждет — значит согрешил, и пускается в совершенно безосновательное осуждение.

 

Именно так мыслили фарисеи: «Произошло исцеление этого грешника. Кто исцелил? Вот этот Человек. Когда? В субботу. Не должно в субботу исцелять, значит и Он — грешник».


Самого Бога обвинили, что Он грешник. Его — Святого, Праведного, чью любовь и святость невозможно выдержать. И вот, в помрачении своего ума фарисеи объявили Его грешником. Даже распря между ними была, и кто-то из них с пеной у рта доказывал, наверное: «Грешник! Действительно грешник!»

 

Вот так, в помрачении своём они твердили: «Грешник... грешник... грешник...» и были очень далеко от дел Божиих.

 

Этот сюжет даёт нам очень глубокий пример: никого никогда не осуждать, кроме... самого себя. Ведь когда мы сегодня причащались, то искренне слушали молитвы и повторяли за священником: «Господи, Ты пришёл грешных спасти, из которых я первый. Я, Господи, самый грешный».

 

И если я начну осуждать кого-то другого (мол, он получил по заслугам, потому что грешник), то тогда и я должен быть наказан, потому что считаю себя последним грешником.

 

Безусловно, болезнь — следствие греха. Но так мы должны думать только о себе. А с другими это случается для того, чтобы явились дела Божии, и мы должны стараться эти дела явить.

 

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 729 раз

Соцсети