Воскресенье, 17 Май 2020 14:28

Как найти источник живой воды (+АУДИО)

Автор 

Почему все люди внутренне одинаковы, где найти подлинное счастье и что больше жизни ценила мученица Фотиния?

Настоятель киевского храма святых Космы и Дамиана при Национальном институте рака протоиерей Евгений Милешкин размышляет на тему евангельского чтения в неделю о самарянке.

 

Пятая неделя по Пасхе посвящена евангельскому сюжету, который мы сегодня слышали на Литургии. Это беседа Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой, с которой Он встретился у колодца.

 

В жарком палестинском климате вода была ценностью. И вот, возле древнего колодца, утрудившись в пути, сел Господь. Здесь Он встретился с некой женщиной и попросил у неё пить. У них завязался разговор, во время которого Христос сказал: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).

 

Этот удивительный разговор был вроде бы о простых вещах — о воде, веществе крайне необходимом для поддержания жизни человека. Ведь без воды мы можем прожить максимум неделю. Но даже если человек хотя бы полдня не попьёт, его жизнь превращается в сплошное мучение. И чем больше жажда, тем тяжелее человеку.

 

Точно также бывает в духовной жизни. Один писатель метко сказал: «Мы снаружи все разные, а внутри мы все одинаковые, все несчастные». Все глубоко несчастны, потому что всех нас мучает неутолимая жажда. Мы жаждем, задыхаемся, мы иссохли изнутри, мы страдаем, как страдает человек, который хочет пить и не знает, где взять живительной влаги.

 

Так случилось и с этой бедной женщиной. Сначала она говорила: «тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4:11). И Господь начинает ей объяснять, подводить к мысли о живой воде, которая оживотворяет душу.

 

«Пойди, позови мужа твоего» (Ин. 4:16). Она говорит: «У меня нет мужа» (Ин. 4:17). И Господь, обладающий совершенным знанием всего, говорит: «Да, тот муж, который у тебя есть, не является твоим мужем, потому что ты пять мужей имела. Ты желала найти счастье здесь, ты пять раз выходила замуж, ты искала этого земного счастья. А сейчас ты говоришь, что тот, с кем ты живёшь, тебе не муж. Не имеешь ты счастья с ним». Христос обличил и показал ей: вот она твоя жажда, плохо тебе, плохо.

 

Тут что-то проснулось в самарянке, и она начала задавать глубокие вопросы: где найти эту воду живую, чтобы наполнить своё сердце, чтобы не жаждать, чтобы упокоить его в мире, тишине? А потом спросила: «У вас, иудеев, традиция молиться в своём храме. А мы молимся в своём, который построили наши отцы». Исторически так сложилось, что иудеи молились в Иерусалимском храме, а отпавшие от закона Божьего самаряне построили себе другой храм.

 

Господь ведёт её к истине, говоря: «Поверь Мне, что настанет такое время, когда не надо будет молиться только в каком-то одном месте, а нужно молиться только в духе и истине».

 

И вот загорелось её сердце, и она не смогла удержать этого горения, побежала домой звать всех остальных: «Смотрите, пророк пришёл. Он наполнил моё сердце живительной влагой, хорошо мне стало. И вы тоже придите послушайте Его неизреченные глаголы».

 

Долгое время оставался Он там. И что же было дальше с этой женщиной? Евангелие не упомянуло её имя. Но есть предание, что самарянку звали Фотинией, или Светланой, — от слова «свет». И эта живая вода, которую дал ей Господь, не иссякала, била живительным источником, напояя всех остальных. Многих она тогда привела ко Христу.

 

А когда пришло время постоять за свою веру, она не отреклась от Бога и не вернулась, образно говоря, к тем «пятерым мужам» — к прежней своей жизни. Она приняла мученический венец при императоре Нероне. Её житие невозможно читать, такие неимоверные издевательства она претерпела. Но не променяла ни капельки той живительной духовной влаги, которую дал ей Господь, на земное спокойствие и житейское счастье.

 

Вот нам евангельский урок. Не сможем мы успокоиться здесь, на земле. Поэтому нужно искать этот Живой Источник. А это наш Господь. Это благодать Духа Святого, которую мы постоянно должны искать, постоянно строить жизнь так, чтобы наполнять себя ею. Понуждать себя к молитве, к деланию заповедей, искать Бога, искать Его волю: «Господи, что я должен сделать, чтобы угодить Тебе в этой жизни, чтобы Ты наполнил меня этим сладостным источником?» Участвовать в таинствах Православной Церкви. Не осуждать, смиряться, терпеть — в общем — уподобиться Господу.

 

И тогда это счастье, которое вкусила эта самарянка, коснётся и нас.

 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 287 раз

Соцсети