Версия для печати
Суббота, 07 Май 2022 19:54

Православная женщина: современный портрет

Автор 
Православная женщина: современный портрет Фото Сергея Рыжкова

К сожалению, в церковной среде сформировалось много ошибочных взглядов касательно миссии женщины-христианки в Церкви и мире.

Такая печальная ситуация сложилась вопреки тому, что в христианстве в целом и православии в частности на протяжении столетий было создано большое количество серьёзных трудов, посвящённых этой тематике.

 

Но широкому кругу они большей частью неизвестны. В то же время даже некоторые авторитетные клирики озвучивают очень примитивные утверждения касательно женской миссии. Их можно условно разделить на две группы: а) «женщина должна» и б) «женщина не должна». Сильно упрощённо говоря:

 

— женщина должна спасаться через рождение детей, регулярное посещение храма и послушание своему мужу;

— женщина не должна делать аборты, ходить в храм в штанах и во время месячных, выполнять некоторые социальные функции и проявлять большую социальную активность.

 

Верующие женщины частенько подвергаются травле от своих же сестёр по вере. Чаще всего предмет травли — обрядовые предписания, не имеющие непосредственного отношения к догматам. Но есть и другая, более значительная проблема: преобладающее большинство христианок практически не знает, как именно ей раскрывать свою женственность вне церковных стен и каких норм при этом придерживаться. Иными словами — как быть последовательницей Христа в мире, где к Спасителю и Его учению относятся или безразлично, или подчёркнуто враждебно? Более того, значительная часть девочек-подростков из православных семей вообще не хочет строить свою взрослую жизнь по Евангелию.

 

Что ж, стоит на все эти вопросы дать ответы.

 

Перевёрнутое Священное Писание

 

Есть в Библии несколько высказываний по женской теме, которые современным миром интерпретируются в диапазоне от смехотворности до унижения. Даже некоторые верующие, к сожалению, грешат этим, потому не лишним будет вспомнить о них.

 

а) «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33), — эти слова апостола Павла современные феминисты трактуют как унизительный призыв со стороны Церкви вновь погрузиться в тёмное Средневековье. Но беспристрастное прочтение оригинального текста (а апостолы писали на народном греческом языке) говорит о кое-чём другом — глагол «phobitai» (вспомним родственное слово «фобия») имеет несколько смысловых оттенков, а именно: бояться, уважать, заботиться.

 

В целом призыв «бояться мужа» завершает собой большой отрывок 5-й главы послания к жителям Ефеса от 21-го до 33-го стиха. Этот отрывок — один из самых важных текстов Нового Завета. В нём супружеские отношения рассматриваются не иначе как отношения Христа и Церкви. И открывается этот отрывок однозначным повелением к мужьям любить своих жён как самих себя и даже больше — как Христос любит Свою Церковь и отдал за неё жизнь на Кресте. Так что выражение «пусть боится» можно уверенно перевести как «пусть уважает» — семантически в контексте этого отрывка такой вариант перевода является более точным.

 

б) история сотворения Евы из ребра Адама тоже имеет множество нелепых толкований. Все они сводятся к одной фразе: поскольку ребро — единственная кость без мозга, то и соответствующее существо из этого ребра получилось. Но стоит заглянуть хотя бы в Википедию, чтобы узнать, что в рёбрах есть не только костный мозг, а ещё и нервные окончания. И дело не в этом. Библейская история про ребро Адама — совсем не про анатомию или физиологию.

 

Венчеслао Петер «Адам и Ева в земном раю», конец XVIII в. 

 

Оригинальный текст Библии (как известно, он создан на древнееврейском языке с переводом на древнегреческий эпохи Птолемеев) намного более глубокий, чем славянские переводы. Но сначала приведём русскоязычный вариант:

 

«Для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:18, 21–23).

 

В этом отрывке ключевые слова — «сон» и «ребро». Первое из них в древнегреческом первоисточнике означает экстаз, выход за грани реальности. Другое же понятие с древнееврейского правильнее было бы перевести словами «суть», «грань», «сторона». И тогда история сотворения женщины начинает играть другими, более яркими цветами: во время этого божественного акта Адам пребывал в состоянии духовного экстаза, и в тот самый момент Господь отделил из Адама определённую часть его природы и из неё сотворил Еву. Иными словами, согласно Божьему замыслу женщина — не какая-то недоделка, а полноценный человек, продолжение и завершение мужчины, его равнозначная и равноценная половина и дополнение.

 

Мы рассмотрели только два библейских текста, но на самом деле таких ошибочно истолкованных цитат довольно много. Однако под всеми этими выражениями подвёл чёткую линию Сам Христос Спаситель, Который фактом собственного воплощения через Пресвятую Богородицу вознёс женскую природу выше ангелов. Именно возвеличивание Девы Марии (образ этого возвеличивания можно увидеть на всех христианских изображениях, где Богородица стоит рядом со Спасителем) должно было бы положить конец всем спекуляциям по «женской» теме.

 

Но современная верующая женщина — не только дочь Церкви Христовой. Она также является членом социума, который в целом, к сожалению, всё больше отходит от евангельских идеалов. И жизнь в пределах этого нехристианского мира ставит перед нашими матерями и сёстрами немало вызовов.

 

Героиня нашего времени

 

Адепты разнообразных феминистических течений почти в один голос выводят два основных постулата:

 

а) высшее верховное предназначение (а может, даже счастье) женщины состоит в социальной реализации автономной самоценности. То есть: женщина должна (именно должна, а не просто имеет право) реализовать себя в самостоятельно определённом направлении построения своей жизни и ценностях.

 

б) как исторические, так и по большей части современные условия жизни женщины в обществе ненормальные — женщина имеет намного меньше прав и возможностей по сравнению с мужчиной. Поэтому всеми силами необходимо стараться освободиться от этой «мужской тирании», уравнять себя в правах с мужчиной, а если хорошо пойдёт, то и установить в обществе некое подобие матриархата.

 

Для многих современных представительниц прекрасного пола эти постулаты настолько заманчивы, настолько логичны, настолько единственно целесообразны, что они считают создание семьи и роль женщины-жены-матери слишком узкой для себя.

 

Откинув все «суеверия» «предрассудки» — от родительских наставлений до учения Церкви, — женщины стремглав бросаются добывать своё счастье на этой вожделенной «мужской» половине жизни — в бизнесе, в политике, в науке, в работе и заработке денег.

 

Но то место, которое отводит женщине церковная традиция, совсем не «предрассудки» — сама жизнь становится на защиту этих предписаний. Приведу только несколько примеров:

— психология определяет оптимальный для женщины возраст выхода замуж как «точку пластичной психики» — 19 плюс-минус два года;

— медицина ещё до недавнего времени определяла оптимальный возраст рождения первого ребёнка как до 26 лет;

— даже современные технологии не способны преодолеть смертность, если семья ограничивается рождением только одного ребёнка.

 

Однако ни слышать, ни воспринимать, ни делать для себя выводы из этих закономерностей жизни современные женщины почти не хотят.

 

Следует отметить, что гендерное неравенство в обществе реально существует — мужчины занимают преобладающее большинство руководящих должностей в бизнесе, науке, политике, органах власти. Мужчины больше зарабатывают, для них отведены целые «мужские» спектры общества — от определённых видов спорта до определённых профессий. И даже большинство названий этих профессий — мужского рода. А так хочется равноправных женских названий — директорша, мастеровая, шофёрка и т. д.

 

 

Фото i.pinimg.com 

 

Конечно, причины этого неравенства можно искать на всех этапах развития человечества. А можно просто принять закономерность: мужчина и женщина — разные на природном уровне, и поэтому роли у них тоже разные. То есть стоит перестать бороться за превосходство в соотношении и начать жить свойственной каждому полу разностью функций.

 

Проблема состоит в том, что гендерное равенство предлагают достичь не путём увеличения роли женственности, а переходом и достижением успеха на «мужской» стороне общества.

 

Ужасное, без преувеличения, демоническое коварство этой модели социализации женщины состоит в том, что женщину заманивают достижениями на «мужской» стороне жизни, не давая никакого сопоставления с обратной стороной этого процесса — с тем, что женщина теряет на своей «женской» стороне жизни, когда стремится что-то достичь на «мужской».

 

Молодость, красота, доход, жизнь для себя, горделивая жажда равенства с мужчиной, неудержимое желание личной и профессиональной самореализации — все элементы современной модели социализации женщины на самом деле приводят к уничтожению основной ценности женщины — женственности. А также ведёт к ещё одному ужасному последствию — к исчезновению мужской роди в современном обществе.

 

Какая она — христианка?

 

Когда заходит разговор о церковной модели социализации женщины, очень часто (не без «заслуги» в этом плане от деятелей церковного поля) складывается впечатление, что Церковь ставит женщине два императивы — «пусть боится» и «должна». Но на самом деле всё обстоит иначе.

 

Православная Церковь признаёт оба современных аспекта реализации женщины — семью и карьеру. Но акценты всё же иные. Если мир требует от женщины карьерного успеха, то христианская модель социализации определяет обратно-направленную закономерность: основным успехом является реализация личности женщины в семье, а деятельность в социуме является вторично-дополнительным средством для этого.

 

Сразу же обращаю внимание доморощенных любителей патриархального уклада: Церковь не ставит в обязанность женщине пожизненную роль кухарки, уборщицы или няньки. Счастье и успех женщины христианство связывает с реализацией ею своей личности в семье, а не в исполнении бытовых функций.

 

Первым (и без преувеличения основным) фактором реализации женщины в семье является женственность.

 

Это понятие безжалостно эксплуатирует и искажает современное общество, вкладывая в него красоту, манерность, привлекательность, умения соблазнить — то есть всё, что служит подчинению себе объекта на «мужской» стороне жизни. Церковь утверждает другое: женственность — это данная Богом духовная сила, выраженная термином «красота души», способная побуждать мужчину оставить своих родителей, способная родить жизнь, наделить эту жизнь материнством и привести его к Вечности.

 

«Красота души»

 

Если спросить старшеклассников, каким должен быть человек, с которым вы хотели бы жить вместе, ответ звучит прогнозированный: он должен быть добрым, надёжным — и дальше идёт весь набор в диапазоне от сказочного до буднично-практического.

 

Каждое из этих определений правильно; верной, как правило, оказывается и градация их оценивания — от добра души до красоты тела. Однако такой ответ таит в себе отображение свойственного современности принципа потребительского эгоизма: для того, чтобы мы владели любимым объектом, он должен обладать определённым набором качеств. Расплата очень быстро приходит по тому же принципу — желанное лицо оказывается хладно-бессердечным объектом, который с вершины своего эгоизма патологически неспособен воспринимать нас.

 

Поэтому для христианства «красота души» — это не уровень владения определёнными качествами, а способность воспринимать качества того, кого любишь. С момента взросления эта способность, как правило, служит своеобразным фильтром, при помощи которого среди тысяч других душ человек находить того, с кем он в конечном счёте свяжет свою жизнь, кого полюбит навсегда.

 

Для женщины «красота души», проявившись в формировании первых чувств, будет составлять основной параметр счастья всей жизни: способность воспринимать любимую душу, с которой образуешь семью, и те любимые души, которым даёшь жизнь, создаёт фундамент внутреннего микроклимата семьи.

 

 

 

Вторым фактором реализации женщины-христианки в семье является гармония чувств, либо чувственная умиротворённость.

 

Семейной психологией основательно и детально изучены и охарактеризованы самые разные параметры семейной жизни — стадии развития семьи, функции семьи, семейные роли и уровни общения. Но когда кто-нибудь попробует построить семейную жизнь так, как написано в учебниках психологии, то очень быстро осознает: это всё лишь средства, а суть — в другом.

 

Суть и в самом деле в другом: данная Богом женщине-жене-матери духовная сила через «красоту души» — через способность воспринимать любимые души — касается этих любимых душ и формирует в них гармонию чувств: особого качества глубинно-благоговейное чувство счастья, тепла, любви. Источником формирования атмосферы семейного счастья является женственность, которая формирует микроклимат, а он выражается этими выше указанными средствами.

 

Третий фактор — результат двух предыдущих. Но зачем женщине все эти факторы в пределах нынешнего агрессивного мира? Ответ будет чётким и однозначным: женственность и гармоничность современной женщине-христианке нужны для того, чтобы организовать возлюбленного на создание и содержание жизненного пространства семьи — как внутреннего, так и внешнего общественного. Именно женственность и гармоничность рождает в мужчинах важнейшие качества: ответственность, смелость, великодушие, силу.

 

Главная цель

 

Женщина призвана Богом завершить формирование мужчины — отца её детей. Молодой девушке, которая сегодня становится женой, муж достаётся где-то процентов на восемьдесят институционно испорченным другими женщинами, которые его воспитывали и учили до сих пор.

 

Мама, бабушка, няни и воспитательницы, учительницы и начальницы — все эти женщины формировали удобного для себя «послушного мальчика». Самому необходимому для семейной жизни — отдавать свои лучшие душевные и телесные силы своей жене, ребёнку, семье — его никто не учил.

 

Молодые жёны, как правило, делают две основные ошибки: или стараются сами всё на себе тянуть с надеждой, что когда-нибудь всё само исправится, или стараются силой заставить мужа исполнять обязанности в семье.

 

Единственным верным будет третий путь: мужа-отца в своей семье можно только сформировать и только силой своей женственности и гармоничности.

 

То есть, наша православная христианская модель социализации женщины — это модель счастья-успеха.

 

Нас учили, что слово «успех» имеет значение где-то вне дома. Христианство не лишает женщину «успеха», не сводит к бытовой роли. Оно утверждает: верховный успех, верховное счастье женщины — в семье.

 

Тем женщинам, которые не желают жить по-христиански, которые своё счастье ставят за границами семьи, в миражах самореализации, стоит хотя бы попробовать составить и сравнить светскую и христианскую модели социализации женщины.

 

Стоит осознать это коварно демоническую закономерность: в погоне за успехом на «мужской» стороне жизни будет утрачено самое ценное сокровище женщины — её женственность. А касательно хвалёных успехов самореализации, то такой желанный результат, как самодостаточность, очень скоро будет нивелирован одинокостью.

 

Кстати, в украинском языке все эти слова — «самореалізація», «самодостатність», «самотність» — содержат один и тот же корень «само».

 

За примерами далеко ходить не надо, возьмём всем известный — самую яркую феминистку Александру Коллонтай: в погоне за хвалёной самореализацией она вышла на уровень абсолютной свободы женщины (от всего). Выражением этой свободы стало воплощение «теории стакана воды», а завершением — одинокая парализованная старость и полное забытьё.

 

С христианской стороны, эталоном женщины-христианки является библейская образность в диапазоне от Евы до Пресвятой Богородицы. В русле этой образности женщина, давая жизнь, наполняет её силой женственности, взращивает в атмосфере гармонии чувств и, независимо от земных коллизий, становится распорядительницей рождённой ею жизни для вечности.

 

Что избрать себе для наследования — дело каждой женщины, но и ответственность каждой.

 

Современное общество сконструировано мужчинами, но 90 % товаров и рекламы в нём предназначены для женщины. 90 % времени и усилий мужчины возлагают на то, чтобы сделать жизнь женщин лучше — позвольте им это сделать.

 

Что касается пресловутых споров о том, кто должен главенствовать во всём мире — мужчины или женщины, — кто кому должен подчиняться, кто кем и в какой мере распоряжаться? — Самым лучшим ответом, возможно, будет старое английское выражение: «Рука, качающая колыбель, правит миром».

 

Священник Алексий Добош, профессор КДА

 

Читати текст українською:

Православна жінка: сучасний портрет

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2044 раз
Cвященник Алексий Добош

Последнее от Cвященник Алексий Добош